Создание дизайн-решений, которые будут работать для каждого — сейчас разработчики сосредоточены на этой теме больше, чем когда-либо раньше. Всё чаще ведётся речь о том, что интересы и потребности людей представляются очень ограниченно, причём повсеместно. Именно поэтому, создавая дизайн для всех, мы ориентируем все наши решения на инклюзивность и даём ВСЕМ пользователям больше возможностей взаимодействовать с другими людьми и плодотворно трудиться на благо общества. 

Уделяя особое внимание доступности, вы обеспечиваете и себя положительными эмоциями  —  ведь так вы помогаете другим по максимуму раскрыть свой потенциал. Уровень доступности программного обеспечения обычно оценивается, исходя из стандартов “Руководства по обеспечению доступности веб-контента (WCAG)”.

Я работаю продуктовым дизайнером в государственной исследовательской лаборатории, и вот с какими ограничениями в возможностях пользователей мы в основном сталкивались: слабое зрение, глухота или тугоухость, дислексия, двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. Такой разнообразный состав пользователей дал великолепную возможность попрактиковаться в создании интерфейсов, подходящих всем. Было очень трогательно наблюдать, как люди, которых в иных условиях просто бы проигнорировали, вдохновлялись и работали с максимальной отдачей.

Вот отнюдь не полный список тем, которые мы здесь затронем:

  1. Слабое зрение
  2. Глухота/тугоухость
  3. Дислексия
  4. Двигательные нарушения
  5. Расстройства аутистического спектра

Надеюсь, эта статья сослужит вам хорошую службу и поможет глубже понять особенности ваших пользователей.

1. Слабое зрение

В понятие “слабое зрения” включаются разнообразные патологии зрения, за исключением слепоты. Слабое зрение иначе можно обозначить как “частичная потеря зрения” или “нарушение зрения”. Таким образом, в этой части статьи речь пойдёт о широком спектре зрительных нарушений, за исключением слепоты (в том смысле, в каком она обозначена юридически).

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в мире насчитывается около 246 миллионов слабовидящих и около 39 миллионов слепых. Это означает, что 86% людей с нарушениями зрения  —  слабовидящие. Частичную потерю зрения могут спровоцировать глазные заболевания, катаракта, глаукома, диабет, которые чаще всего встречаются у пожилых людей. В других случаях частичная потеря зрения может стать результатом врождённых дефектов развития или родовых травм. Также имейте в виду, что один и тот же пользователь может страдать несколькими зрительными нарушениями.

1.1 Нарушение остроты (чёткости) зрения

Острота зрения  —  это его ясность и чёткость. Остроту можно скорректировать очками, контактными линзами или хирургическим вмешательством. Однако иногда нарушения остроты не поддаются коррекции, поэтому зрение у некоторых пользователей всегда нечёткое.

Шпаргалка ниже поможет вам учесть возможные нарушения остроты зрения у пользователей в вашем дизайне:

  • Восприятие: размер шрифта, выбор гарнитуры (отдавайте предпочтение шрифтам без засечек), начертание, верхний регистр, размеры всех элементов.
  • Интервалы: расстояние между буквами/словами/элементами, выравнивание.
  • Идентификация элементов: возможность индивидуальной настройки на уровне элемента, пропорциональное увеличение размера шрифта.

1.2 Чувствительность к свету (светобоязнь)

Многие слабовидящие люди крайне чувствительны к свету  —  из-за этого они видят плохо или не видят вообще. Светобоязнь может спровоцировать боль от напряжения в глазах или головную боль.

Автор изображения — Пабло Стэнли (Pablo Stanley). Анимация показывает разницу в контрасте светлого и тёмного при создании интерфейса для пользователей со светобоязнью.

Чтобы учесть особенности чувствительных к свету пользователей, обращайте внимание на следующее:

  • Яркость экрана: позвольте пользователям настраивать яркость экрана (такая функция может быть уже встроена в устройство).
  • Контрастность текста: некоторые пользователи предпочитают низкую яркость фона и текста, в то время как другим (чувствительным к контрасту) проще прочесть тёмный текст на светлом фоне.

В целом, внедрение светлой и тёмной темы поможет создать варианты, подходящие для разных пользователей.

1.3 Нарушения поля зрения

Понятие “поле зрения” означает область, содержащую определённое количество зрительной информации, которую человек способен воспринять, глядя вперёд. У некоторых пользователей поле зрения может быть меньше  —  это называется “слепое пятно”.

Типы слепых пятен можно распределить по следующим группам:

  • Слепое пятно центрального зрения: зрение ограничено или отсутствует в центре поля зрения человека.
  • Слепое пятно периферийного зрения: человек видит только в центральной части поля зрения, иногда такое явление называют “туннельным зрением”.
  • Другие типы слепого пятна: хаотичное расположение нескольких слепых пятен, слепое пятно-кольцо, слепое пятно в левой или правой части поля зрения и т. д.

При создании интерфейса для пользователей с нарушениями поля зрения учитывайте следующее:

  • Простота отслеживания контента: сделайте так, чтобы текст прокручивался в одном направлении, а вся информация располагалась в одной колонке, создайте возможность изменения размеров текстовых блоков, контролируйте длину строки, выравнивайте текст, расставляйте переносы.
  • Близкое расположение взаимосвязанной информации: убедитесь в том, что вся важная информация легкодоступна. Если часть информации находится вне поля зрения пользователя, проинформируйте его об этом (например, фоновым открытием вкладки).

1.4 Цветовая слепота

Из-за нарушений функционирования колбочек (глазных рецепторов, отвечающих за цветовое восприятие) некоторые люди плохо различают определённые цвета. В целом по миру у 1 из 12 мужчин (8%) и у 1 из 200 женщин нарушено восприятие цвета.

Рисунок 1. Полное восприятие цветов
Рисунок 2. Отсутствие восприятия красного и зелёного
Рисунок 3. Отсутствие восприятия синего и жёлтого
Рисунок 4. Полное отсутствие восприятия цветов (редкий случай)

Таким образом, подчёркивая важность информации, не опирайтесь исключительно на цвета — используйте текстовые подписи, иконки или заливку (для графиков).

2. Глухота или тугоухость

По данным ВОЗ, более 5% населения мира (около 466 миллионов человек) страдает от потери слуха. Предполагается, что к 2050 году более 900 миллионов человек (каждый десятый) будут иметь нарушения слуха  —  это значит, что необходимо уделять больше внимания представлению аудио-контента.

Чтобы сделать интерфейс доступным для пользователей с нарушениями слуха, обратите внимание на следующие моменты:

  • Выражайтесь просто  —  не используйте сложные слова и фигуры речи. Также учитывайте ограничения жестового языка  —  некоторые слова не имеют прямого перевода.
  • Давайте транскрипцию/подписи везде, где появляется звук. Можно предложить и более продвинутый вариант  —  выделять в транскрипции цветом слова, которые произносятся в аудио.
  • Организуйте контент линейно и логично. Это поможет и людям, и скринридерам проще и быстрее ориентироваться на странице.
  • По возможности используйте перевод на язык жестов при демонстрации “живого” контента.

Всегда помните, что глухие при восприятии и интерпретации информации полагаются, прежде всего, на зрение.

3. Дислексия

Дислексия  —  избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Около 8% населения Земли  —  дислексики. Взгляните на предложение ниже и на варианты того, как его могут воспринимать пользователи с дислексией:

  • The brown dog was quick and fast. (оригинал — воспринимается, как написано)
  • The drown bog was quick and fast. (спутаны буквы)
  • The ebro wnd ogwa squick an dfa st. (хаотично расставлены пробелы)
  • The brown ogd was qiuke and fast. (смешаны буквы в словах)

Следующие советы помогут вам сделать интерфейс доступным для пользователей с дислексией:

  • Будьте предсказуемы: создайте упорядоченные, предсказуемые элементы взаимодействия для последовательных действий. Интуитивно понятный дизайн поможет дислексикам избежать чрезмерных зрительных усилий.
  • Избегайте необычных шрифтов.
  • Не применяйте капчу: найдите альтернативные решения.
  • Пишите простыми, понятными предложениями, делайте достаточные отступы между крупными блоками текста/параграфами.
  • Используйте, где возможно, визуальный контент, чтобы объяснить сложные понятия.
  • Где необходимо, применяйте автозаполнение, чтобы избежать ошибок в написании.

4. Двигательные нарушения

Понятие “двигательные нарушения” используется по отношению к людям, которые испытывают затруднения при движении. В контексте использования технологических устройств часто встречаются такие проблемы, как невозможность нажатия нескольких клавиш одновременно или неспособность выполнить действие, которое требует точного наведения мыши. К счастью, эти трудностей можно избежать.

Делая интерфейс доступным для людей с двигательными нарушениями, помните следующее:

  • Делайте крупнее область действия: откажитесь от действий, которые требуют точного наведения мыши  —  вместо этого увеличьте область, на которую можно кликнуть.
  • Минимизируйте прокручивание: избегайте полос прокрутки, которые возникают из-за многочисленных прокручиваемых областей или горизонтальной прокрутки.
  • По максимуму используйте автозаполнение  —  так пользователям не придётся много печатать и кликать.
  • Расставляйте достаточные отступы
  • Не делайте многослойную навигацию: уменьшите глубину расположения информации (вложенные ссылки/навигация). Возможное решение  —  общая навигационная панель, которая уменьшает количество вложенных ссылок.

5. Расстройства аутистического спектра

ВОЗ определяет расстройства аутистического спектра (РАС) как “ряд состояний, характеризующихся некоторой степенью нарушения социального поведения, коммуникации и речи, а также узким кругом интересов и занятий, которые уникальны для конкретного индивида и носят повторяющийся характер”. Поскольку проявления расстройств аутистического спектра могут сильно различаться, лучше включить людей с такими расстройствами в исследование пользовательского поведения.

Чтобы помочь пользователям с РАС работать с вашим интерфейсом, придерживайтесь указаний ниже:

  • Пишите простым языком: аутистам бывает сложно интерпретировать художественные образы, фразеологизмы, метафоры.
  • Если вы уделяете особое внимание SEO-оптимизации сайта, то простой описательный язык сыграет в вашу пользу.
  • Логично организуйте информацию, расставляйте отступы: это позволит пользователям с аутизмом не путаться и не отвлекаться. Помогите им решать по одной задаче в один момент времени и полностью сосредоточиться на ней.
  • Используйте маркированные списки: избегайте больших объёмов текста  —  доносите информацию меньшим количеством слов.
  • Избегайте мерцающего контента: не используйте мерцание, чтобы привлечь внимание  —  это может вывести из равновесия как аутистов, так и здоровых пользователей.
  • Сделайте звук в аудио чётким: аутисты могут одинаково сосредоточиваться на нескольких источниках звука одновременно, и это мешает им различать голоса.
  • Добавьте субтитры, чтобы улучшить понимание услышанного
  • Организуйте информацию упорядоченно: как показывают исследования, аутистам бывает сложно заполнять формы, если не выдерживается расстояние между подписями к полям форм и самими полями. Из-за таких несостыковок аутистам может быть трудно продвигаться по странице дальше.

Сейчас мы стоим на пороге создания более инклюзивных продуктов, пользоваться которыми сможет самая широкая аудитория. Мы, дизайнеры и инженеры, должны вместе работать над продвижением инклюзивности и многообразия. И хотя это не кажется огромным скачком в развитии человечества, начинается оно именно с создания дизайна для всех. Мы ответственны за то, чтобы все голоса были услышаны, а все способности  —  оценены по достоинству. Так наши пользователи смогут проявить себя по максимуму.

Читайте также:

Читайте нас в TelegramVK и Яндекс.Дзен


Перевод статьи Bianca Toledo: Designing for all: a detailed guide to designing for disabilities

Предыдущая статьяБезградиентный подход к оптимизации нейронной сети
Следующая статьяИспользование инверсии зависимостей в Go