5 советов аналитикам и их менеджерам

Я проработал аналитиком в крупных розничных организациях чуть более 2 лет. По опыту знаю, что отношение к аналитикам не везде одинаковое: в одних компаниях их считают ценными работниками, в других — просто штатными единицами. В последнем случае, как мне кажется, виноваты менеджеры, опирающиеся в своих решениях не на данные, а на внутреннее чутье, часто называемое HiPPO (Highest Paid Person’s Opinion — мнение самого высокооплачиваемого человека).

Эта статья написана под впечатлением от еженедельных рабочих собраний, на которых различные команды отчитываются по KPI-показателям за предыдущую неделю. Вы же знаете эти собрания, когда менеджеры представляют данные в сводных таблицах с выведенными аналитиками KPI-показателями или, что еще хуже, в неформатированных таблицах. Привлекает ли подобная статистика чье-либо внимание и как ее улучшить? Чтобы повысить ценность вклада аналитиков в работу команды, я решил дать им 5 практических советов. Несколько рекомендаций по поводу эффективного взаимодействия с аналитиками найдут здесь и менеджеры.

Совет аналитику #1  —  узнайте нужды конечного потребителя

Жизнь аналитика трудна. Нам нужно быть продвинутыми коммуникаторами, чрезвычайно логичными мыслителями и творческими людьми. Прежде чем погрузиться в свое хранилище (или озеро) данных, потратьте некоторое время на изучение потребностей конечного пользователя. Возможно, понадобится встретиться с ними и задать наиболее значимые вопросы. В конечном счете это существенно упростит написание запросов в БД. Какие бы пожелания ни выразили ваши потребители, добавьте к этому объему еще 50%. Изучите смежные наборы данных, которые могут повысить ценность вашего анализа. У меня всегда крутится в голове вопрос “А что, если?..”, когда я пишу запросы для нового анализа.

Рекомендация менеджеру: Как можно конкретнее формулируйте задания своему аналитику и проявляйте терпение, пока он будет стремиться воплотить вашу идею. Четко ставьте перед ним цели и разумные сроки их достижения. Относитесь к этому как к сотрудничеству, а не как к упражнению в управлении по принципу “сверху вниз”.

Совет аналитику #2  —  будьте эффективны за счет использования визуальной аналитики

Визуализация данных — это форма искусства. Большинство людей обладают визуальными способностями, поэтому задача аналитика состоит в том, чтобы с помощью хорошо продуманных визуализаций сделать цифровые данные легко доступными для целевой аудитории. Мне не раз приходилось наблюдать демонстрацию таблиц с данными за 4 недели вместо использования диаграмм временных рядов, которые воспринимаются любой аудиторией гораздо легче и эффективней. Визуализации должны быть разработаны с учетом конкретного вопроса, для ответа на который они создаются.

Способность угадывать будущие тенденции невероятно важна для аналитика. Еще важнее — понимание того, как и почему тенденции меняются или остаются неизменными. Отчеты с агрегированными числовыми значениями, как правило, не отражают динамику подводных бизнес-течений, определяющих в конечном счете KPI-показатели. Отразите их с помощью серии хорошо продуманных визуализаций.

Совет менеджеру: Наберитесь решимости и подойдите к своему очередному выступлению с несколькими визуализациями. Они позволят представить те же данные с большей детализацией и повысят эффективность взаимодействия с аудиторией. Это может побудить к обсуждению, которое приведет к улучшению бизнес-результатов.

Совет аналитику #3  —  разрабатывайте гибкие и динамичные дашборды

Продолжением вышесказанного является процесс создания дашбордов. Как же не пользоваться “умными” панелями управления? Эти подборки метрик и визуализаций предназначены для обеспечения более глубокого анализа и восприятия базовых тенденций, которые не сразу обнаруживаются с помощью KPI-показателей. Я работал с Tableau, Microstrategy, PowerBI и Quicksight. По большому счету все они являются вариациями на одну и ту же тему. Но каждая из них стала куда более влиятельной благодаря разработке средств интерактивности. Обычно это делается в форме управляемых фильтров и параметров.

Параметры — абсолютные мои фавориты. Особенно они эффективны при работе с данными временных рядов, поскольку дают возможность изменять размерность, используемую в предложении group by, или способ расчета метрики. Один из последних разработанных мной дашбордов отражает:

  • изменение временных рядов от недели к неделе;
  • совокупные данные с начала года до настоящего момента;
  • процентное изменение за неделю;
  • скользящее среднее значение за 4 недели.

Дашборды должны быть простыми и интуитивно понятными в использовании. Легко управляемые данные помогут вам ответить на любой вопрос клиента или менеджера. Дизайн — это невероятно интеллектуальный и творческий процесс. Не следует с ним торопиться. Но время от времени пересматривайте свои дашборды и думайте о том, как их усовершенствовать.

Совет менеджеру: Не пожалейте времени на выяснение функционала и наиболее эффективного применения нового дашборда, разработанного вашим аналитиком. Убедитесь, что вы детально разобрались во всех вопросах, связанных с панелью управления, и готовы поддерживать обратную связь с аналитиком. Это и есть сотрудничество.

Совет аналитику # 4  —  не открывайте доступ к необработанным данным

Это самая чувствительная из моих болевых точек. Вряд ли и вам нравится, когда менеджер, не доверяя представленным вами показателям, настаивает на доступе к данным, в том числе и необработанным, на дашборде. Какой в этом смысл? Ясно одно: вы не справились со своей работой, не сделали свой отчет понятным и убедительным. Если когда-либо к вам обратятся с просьбой предоставить доступ к большим наборам данных, всегда спрашивайте: “Что вам не понятно?”. Не хватало еще, чтобы менеджер или коллега тратили свое время, пытаясь найти в вашей электронной таблице то, чего там нет, или, что еще хуже, то, что вы не обнаружили. Если кто-то хочет понять, как был создан набор данных, объясните (когда это возможно) логику таблицы. Так вы обеспечите прозрачность сотрудничества. Эта рекомендация восходит к нашему первому совету: осмысляйте данные, собранные на основе потребностей конечного пользователя.

Рекомендация менеджеру: Не просите показывать необработанные данные, используйте возможности обратной связи со своим аналитиком, чтобы обсудить с ним вопрос, на который вы хотели бы получить ответ. В 9 случаях из 10 может потребоваться создание дополнительного запроса.

Совет аналитику # 5  —  цените себя

Некоторые аналитики не получают похвалы или вознаграждения, которых они заслуживают. Мы работаем над сложными запросами, сотрудничаем с инженерами по обработке данных и архитекторами, чтобы получить доступ к дополнительным источникам данных, разрабатываем визуализации и дашборды. Последнее, чего можно хотеть после всех этих усилий, — чтобы наша команда и руководство не ценили нас. То, что мы делаем, требует огромных затрат, и, если аналитика выполняется систематически, бизнес выигрывает от этого многократно. Никогда еще не было времени, более подходящего для выбора профессии аналитика. Очередная волна технологического подъема ускоряется, поскольку последствия COVID-19 ощущаются во всем мире и бизнес переходит к более эффективному использованию самого ценного своего актива — данных. Так что цените себя, свои навыки, и, если чувствуете, что вас не ценят, (периодически) ищите другую работу. Вам нечего терять.

Совет менеджеру: Занимайте своих аналитиков значимой работой и содействуйте их постоянному развитию. Найдите им наставника внутри компании и/или, если ваша организация может себе это позволить, обеспечьте дальнейшее обучение. Рынок труда переживает смену поколений и становится все более конкурентоспособным, поскольку организации стремятся расширить свои внутренние аналитические возможности. Отток сотрудников, как правило, является индикатором плохого управления и низкого уровня корпоративной культуры.

Заключение

Работая в среде, где придерживаются разных взглядов на роль аналитика, я пришел к следующим выводам. По сути, аналитик — это деловой партнер, связующее звено между бизнес-отраслью и данными. А значит, вы имеете огромное и все возрастающее значение для будущего вашей организации. Вы обеспечиваете принятие решений на основе собранных вами данных и сделанных вами выводов, предоставляете инструменты самостоятельной аналитической обработки данных. Вы обладаете уникальным пониманием бизнес-систем и видите связи, которых могут не замечать другие специалисты. Вы способны сотрудничать в различных функциональных областях и создавать профессиональные сети, внутренние и внешние по отношению к вашей организации. Цените себя и ищите наиболее достойное применение своим уникальным способностям. Будьте на виду и отдавайте должное своей работе.

Менеджерам, которые также читают эту статью, я рекомендую устраивать регулярные личные встречи с аналитиками, поддерживать с ними непрерывную связь. Конструктивное сотрудничество с этими специалистами снабдит вас мощным потенциалом данных, необходимым для достижения высоких бизнес-результатов.

Сегодняшние аналитики — это завтрашние лидеры, опирающиеся на данные и обладающие уникальном пониманием бизнеса. Мы представляем новое поколение менеджеров, которые будут принимать лучшие и быстрые решения.

Читайте также:

Читайте нас в TelegramVK и Яндекс.Дзен


Перевод статьи Murray Gillin, 5 Tips for Analysts (and their Managers)

Предыдущая статьяРаспределенное МО с Dask и Kubernetes на GCP
Следующая статьяДумаете, хеш-карты нельзя отсортировать? Еще как можно!