Почему каждый должен подготовиться к «революционной автоматизации»
Навело на эту мысль посещение одного промышленного производства на прошлой неделе.
Нам всем известно о том, что нечто происходит. И, похоже, каждый согласится с тем, что наше будущее будет связано с автоматизацией. Но мы склонны полагать, что это будет связано, главным образом, с монотонным «ручным трудом».
Автоматизация «умственного труда» коснется не многих.
Но так ли это?
Или – наивно ли думать, что это окажет негативное влияние на бизнес и общество?
Посещение производства заставило меня задуматься над этими вопросами, а также над тем, как быть «работникам умственного труда» ‑ руководителям, менеджерам, рекламистам, юристам, бухгалтерам и т.п., чтобы остаться востребованными в новом мире.
«Исчезновение» ручного труда
Этот визит стал для меня откровением. Не буду вдаваться в детали, скажу лишь, что само производство принадлежит известному мировому и очень влиятельному бренду.
В 2005 году на этом производстве работало 2700 человек, в основном на производственном конвейере. Сегодня это число составляет немногим более 800.
Но резкое сокращение числа сотрудников стало не единственным событием за последние 12 лет. Полностью изменился характер работы.
Ручной труд исчез. Всю работу взяли на себя роботы и машины. Большинство рабочих сегодня стали системными операторами, контролирующими и наблюдающими за автоматизированными производственными процессами.
Как мне объяснили, для такого изменения было три причины:
- Рост конкуренции со стороны стран с дешевой рабочей силой.
- Автоматизация ручного труда.
- Производство товаров было «подорвано» выпущенными на рынок инновационными продуктами.
Автоматизация была необходима, чтобы победить в конкурентной борьбе. Просто машины способны делать работу лучше, быстрее и эффективнее. Это также позволило компании сосредоточиться на инновационных применениях «старых технологий».
А как насчет «умственного труда»?
При обсуждении в ходе визита с другими коллегами меня немного удивила их первая реакция: «Автоматизация ограничена рабочими местами («синими воротничками») в отдельных отраслях производства».
Не смотря на давление, все, казалось бы, согласились с тем, что «умственный труд» в таких сферах как финансы, юриспруденция и маркетинг, также будут зависеть от автоматизации. Но при этом автоматизация будет, в основном, ограничена применением инструментов для выполнения узкоконкретных задач.
Например, искусственный интеллект будет автоматизировать рутинные действия. Работникам умственного труда по-прежнему необходимо будет заниматься специализированными и особо видами деятельности.
Это звучит замечательно, но я думаю, что это скорее самодовольство.
The Automation Upheaval Won’t Be Limited to Blue-Collar Jobs
Я могу представить, что в прошлом рабочие поточного производства приводили аналогичные аргументы. Они часто отрицали будущее, и когда она наступило, они оказались к нему не готовы.
Самой разумной является идея наблюдения за историей промышленного производства. Следует извлечь уроки и быть готовым к актуальным изменениям в новом, наступающем мире искусственного интеллекта. Вот 5 уроков для работников умственного труда.
«5 уроков»
Вот уроки, которые я почерпнул после визита на производство.
#1 — Наше будет вращаться вокруг искусственного интеллекта
С одной стороны, мои коллеги правы: искусственный интеллект возьмет на себя и автоматизирует стандартизованную «умственную работу».
Фактически, многие работники умственного труда уже выполняют стандартизованную работу, такую как изучение контрактов, проведение операций по ипотечному кредитованию, решение вопросов и проблем, связанные с выполнением определенных требований/законов/нормативов/поставленных задач и т.д. Они могут быть легко (и это уже происходит) автоматизированы.
Однако вызывает тревогу то, что сотрудники умственного труда на младших позициях обычно «обучаются» именно осуществляя такую рутинную деятельность. Таким образом автоматизация окажет значительное влияние.
Эта проблема может быть частично решена путем обучения умственных работников на «операторов» инструментов искусственного интеллекта, понимающих искусственный интеллект и машинное обучение.
Но это означало бы, что рекрутеры – HR-менеджеры – должны будут предъявлять к кандидатам совсем другой исходный набор навыков.
#2 —Большие данные «рулят» миром
Большие данные и прогнозная аналитика будут играть решающую роль в деятельности умственных работников. Это спровоцирует революцию в методах проведения исследований, идентификации клиентов, рекламе продукции, разрешении конфликтов и т.д.
Это изменение, несомненно, повлияет и на «трудоустройство».
Нам понадобятся больше профессионалов, «ориентированных на данные».
#3 — Крах нового поколения работников умственного труда
Некоторые нововведения полностью меняют и разрушают традиционную работу «людей умственного труда». Подумайте о технологии блокчин и интерактивных контрактах для криптовалют.
Если вы, как и я, убеждены, что на любую отрасль, которая характеризуется бюрократией и зависит от человеческого фактора, подвержена мошенничествам и взломам, будет влиять технология блокчейн и интерактивные контракты, то это просто очевидно, что работники умственного труда просто обязаны хорошо разбираться в этих инновациях.
В эпоху цифровых технологий каждый традиционный аспект труда потенциально может быть перестроен. И эта перестройка будет постоянной и неустанной.
Вывод? На повестке дня у нас должно стать главным постоянное, пожизненное обучение.
#4 —Каждый неизбежно должен быть и творцом и исследователем
Чтобы компенсировать потерю стандартизованной работы, работникам умственного труда придется искать и исследовать новые ниши.
Опять же, это потребует лучшего понимания новых технологий.
Например, для мультимедийных компаний беспилотные летательные аппараты обеспечат новые возможности в маркетинге и бизнесе. Сервисные компании нуждаются в очень специфических юридических консультациях. Кибербезопасность и конфиденциальность должны быть переосмыслены с учетом новых технологий.
Во всех этих примерах выигрыш получит тот, кто найдет творческое решение. Простое приложение прошлого опыта или шаблонных подходов будет все менее и менее актуальным.
#5 — Каждый обязан «набить руку» на личностном стратегическом развитии
Поскольку цифровой век меняет подходы к трудовой деятельности, нам (как белых, так и синих воротничков), необходимо быть готовым к «революционной автоматизации».
Времена устойчивого, предсказуемого карьерного пути и жизненного опыта закончились. Мы должны постоянно учиться и перестраиваться под на быстро меняющейся рынок.
Это можно сделать только с помощью личного «брендинга» и «личностном стратегическом развитии».
И тем не менее, что же меня все еще беспокоит …
Меня не беспокоит будущее, в котором искусственный интеллект и другие вновь возникающие технологии будут в центре нашей жизни.
Уже в этом поколении каждый из нас развил в себе «шестое чувство», помогающее во время ходьбы, не отрываться от экрана смартфона, натыкаться на окружающие предметы и других людей.
Большинство таких изменений, похоже, происходят постепенно и мы их даже не замечаем.
Но нам нужно сделать больше усилий, чтобы подготовиться к новому поколению изменений. В частности, должны измениться подходы к обучению и образованию.
Помимо технического обучения, мы должны больше нарабатывать «социальные» навыки, которые помогают ориентироваться в автоматизированном мире «интеллектуальных машин» и повышают ценность нашей индивидуальности. Все это стало для меня очевидным после визита на производство на прошлой неделе.
И это меня беспокоит. Всякий раз, когда я обсуждаю эту тему со своими коллегами, я часто сталкиваюсь со скептицизмом и сопротивлением.
Реформирование традиционных моделей образования и обучения будет трудным, но я все же учту «пять уроков» и включу их в свое самообучение.
Перевод статьи Erik P.M. Vermeulen: Hello New World of Artificial Intelligence