Linux

Последние 6 месяцев я старался работать исключительно в Linux и не намерен отказываться от задуманного. Такой опыт оказался прогрессивным, обучающим и, временами, даже забавным. Волна радости и воодушевления окружает каждое новое открытие и каждую преодоленную трудность. И, что более важно, персональный компьютер опять кажется мне персональным. А это ощущение приходит со свободой и удовольствием от решения большинства задач программами с открытым кодом, а также гибкостью и настраиваемостью самой ОС.

Lutris — одно из отличнейших решений для Windows-игр на Linux

Но чтобы вы у вас не сложилось впечатление о сладкой и беспроблемной утопии, спешу напомнить вам, что я являюсь не только защитником Linux, но и его критиком.

Игры на Linux: лучше, чем раньше, но не в ногу со временем

Вы наверняка слышали об инициативе Proton в Valve. С ней Steam геймеры-линуксоиды могут играть буквально в тысячи игр, написанных под Windows, не тратя силы на лишние настройки. Неделю спустя они выпустили свыше 1000 подобных Windows-игр, идеально доступных для игр под Linux. Если верить protondb.com, то за пару месяцев этот список разросся до 4000 наименований.

Есть еще и Lutris, который взял на себя всю сложную работу по конфигурированию, благодаря чему вы можете устанавливать клиенты по типу Origin от ЕА и за пару кликов настраивать их игры.

Проблема не в доступности игр.

Проблема в полнейшей фрагментации и неразберихе, когда дело доходит до графических драйверов.

Головоломка от Nvidia

Для графических карт AMD и Nvidia в мире Linux есть проприетарные драйверы и драйверы с открытым кодом. Все они включены в ядро системы. Но если вы — обладатель карты Nvidia GTX, то драйверы Nouveau с открытым кодом вас явно разочаруют.

Не верите? Взгляните на сравнительный анализ, опубликованный Phoronix. Этот пример из разряда крайностей, но он как нельзя лучше иллюстрирует существующую проблему. В ряде игр проприетарные драйверы предоставляют на 70% более высокую частоту кадров.

Сравнение производительности Nvidia с открытым кодом и проприетарных драйверов

Я искренне восхищаюсь тем, что делают разработчики при создании решений для драйверов с открытым кодом. Но ни один здравомыслящий геймер не захочет отказаться от проприетарного драйвера Nvidia в пользу Nouveau. Кроме того, в Nouveau нет поддержки Vulkan, из-за чего недоступно приличное количество игр от Steam Proton и Lutris.

Таким образом, геймерам на Nvidia потребуется установка проприетарных драйверов. К счастью, дистрибутивы Linux по типу Pop!_OS, Deepin и Mint максимально упростили данный процесс. Но так ли это?

Если взять, например, Ubuntu 18.10, то пользователям нужно будет зайти в Software & Updates (Программы и обновления) и нажать Additional Drivers (Дополнительный драйверы). Там вы увидите опцию по установке метапакета Nvidia Driver, который отмечен как nvidia-driver-390. Выделите его и нажмите «Применить». Все, вам больше не придется пользоваться этим слабым драйвером с открытым кодом.

И тут возникает первая проблема: а знают ли об этом новые пользователи? Уверен, что нет. Даже если им и рассказали про отличия проприетарных драйверов от драйверов с открытым кодом, то что произойдет, когда они зайдут в эту область Ubuntu и займутся обновлениями? Возможно, им очень захочется проверить, что это за шумиха царит вокруг Steam Proton, и как можно играть в свои любимые Windows-игры под Linux.

Не так быстро.

В требованиях к графическим драйверам для Proton Valve указана Nvidia 415, которая на несколько месяцев свежее Nvidia 390. Теперь пользователям придется добавить и PPA — репозиторий приложений, который создан не для Ubuntu. Но есть ли в нем нужный драйвер? Как же узнать об этом, не прибегая к капитальному загугливанию? Будет ли он автоматически обновляться также часто, как и драйвера Nvidia для Windows 10?

Проблема с AMD

Увиденное здесь повергнет в шок любого среднестатистического Windows-геймера!

Не знаю почему, но ситуация с драйверами Radeon совершенно иная. В большинстве случаев MESA драйверы с открытым кодом предлагают куда более высокую производительность, нежели проприетарные драйвера AMD. У пользователей Linux возникает меньше путаницы с навигацией, ведь эти драйвера уже встроены и будут обновляться автоматически. Но достаточно ли часто они обновляются?

Ну, если у вас стоит Radeon VII или Vega 56/64, то ответ, скорее, нет. Если вам нужен последний драйвер с открытым кодом и лучшей поддержкой, то потребуется РРА (то есть персональный архив пакетов). Но какой именно PPA? Этот? Или этот? Включен ли сюда Vulkan? Будет ли добавлена последняя версия? Что же такое stable и unstable? Опасно ли это для моей системы?

Кто такой Пауло Диас, и могу ли я ему доверять?

И все же, я не принадлежу к касте большинства геймеров или пользователей РС. Даже при предельной дружественности Linux, гейминг требует изрядной мозговой работы и догадок, до которых я дошел путем полного погружения в проблему. И ход мысли резко меняется в зависимости от того, пользуетесь ли вы Team Red или Team Green. Или в какой разновидности Linux вы работаете.

Подведу итог. Надеюсь, что меня услышат все, кто участвует в разработке каждого Linux-дистрибутива: для обычного пользователя все это — слишком сложно. Людям не хватает знаний, а документация, найденная на просторах интернета, сложна для понимания.

Я хочу, чтобы экосистема гейминга на Linux продолжала улучшаться. Ведь она действительно хороша, если в ней хорошо разобраться. Но предстоит серьезная работа для того, чтобы привлечь к Linux пользователей, разочаровавшихся в Windows 10.

И всего-то нужно сделать Linux чуточку проще.

Перевод статьи Jason Evangelho: 6 Months Without Windows: The Ugly Truth About Gaming On Linux

Предыдущая статьяПонятие о виртуальных средах в Python
Следующая статьяКак написать хороший HTML & CSS код с помощью Webflow