Введение

Когда в Android Studio вы нажимаете кнопку «Run» («Выполнить»), происходит нечто чудесное: код внезапно превращается в полностью функциональное приложение на телефоне или эмуляторе. Но задумывались ли вы о том, что на самом деле творится «под капотом»? Создать и запустить Android-приложение не так просто, как кажется. Этот процесс включает ряд тщательно скоординированных задач, которыми управляет Gradle — надежная система сборки, лежащая в основе Android-проектов.

Каждый шаг — от проверки конфигурации до компиляции кода и упаковки ресурсов — имеет огромное значение для превращения кода в устанавливаемый APK (Android Package Kit — формат файлов для упаковки Android-приложений). Понимание этих задач нужно не только ради удовлетворения любопытства — оно помогает быстрее отладить проблемы, сократить время сборки и усилить контроль над процессом разработки.

Данное руководство позволит вам пройти весь процесс Android-сборки и детально разобрать каждую задачу, возникающую при нажатии кнопки «Run». В результате все, что происходит «под капотом», перестанет быть для вас тайной. При этом неважно, кто вы — новичок в  освоении Gradle или опытный разработчик, стремящийся к вершинам мастерства. В любом случае Gradle перестанет быть для вас волшебным черным ящиком — вы увидите в нем мощный инструмент с четкой последовательностью задач, реализующих ваше приложение.

Чтобы предстоящее исследование было более понятным и удобным, воспользуемся техникой под названием «dry run» («пробный прогон»). Она позволит рассмотреть каждую задачу, выполняемую Gradle, не создавая приложение. Это все равно что заглянуть в сценарий перед представлением — предварительный просмотр того, что предстоит увидеть на сцене. Итак, углубимся в процесс, чтобы полностью изучить его — от начальной настройки до окончательной установки APK-файла, а также все промежуточные этапы.

Что такое пробный прогон?

Можно считать пробный прогон генеральной репетицией Android-сборки. Вместо выполнения всех задач, просто перечислим их и посмотрим, что произойдет, если запустить сборку по-настоящему. Инициируем пробный прогон с помощью следующей команды:

./gradlew installDebug — dry-run

Команду dry-run можно сравнить с подготовкой к походу по магазинам: в вашей сумке еще нет продуктов — вы только составляете их список и намечаете план действий. Это отличный способ взглянуть на процесс Gradle изнутри, не прибегая к полной сборке, чтобы понять все происходящее при запуске Android-приложения.

Команда для dry run (Gradle 8.9)

Полный разбор задач Gradle

Ниже перечислены все задачи, с которыми можно столкнуться во время пробного прогона, а также краткое объяснение назначения и значимости каждой из них.

checkKotlinGradlePluginConfigurationErrors

  • Назначение: проверяет наличие ошибок конфигурации, связанных с плагином Kotlin Gradle.
  • Значимость: предотвращает неправильную конфигурацию, которая может нарушить сборку еще до ее начала.

preBuild

  • Назначение: подготавливает проект к процессу сборки.
  • Значимость: обеспечивает наличие всех предварительных условий перед началом работы.

preDebugBuild

  • Назначение: настраивает проект для варианта отладочной сборки.
  • Значимость: настраивает специфические для отладки параметры.

checkDebugAarMetadata

  • Назначение: проверяет метаданные AAR (Android Archive) для отладочного варианта.
  • Значимость: предотвращает проблемы совместимости с зависимостями Android.

generateDebugResValues

  • Назначение: генерирует значения ресурсов (например, строк, размеров) для отладочной сборки.
  • Значимость: пополняет основные ресурсы, необходимые во время сборки.

mapDebugSourceSetPaths

  • Назначение: сопоставляет пути к исходному набору для отладочной сборки.
  • Значимость: помогает Gradle найти правильные исходные каталоги.

generateDebugResources

  • Назначение: компилирует ресурсы для отладочной сборки (например, drawables, layouts).
  • Значимость: готовит ресурсы к слиянию.

mergeDebugResources

  • Назначение: объединяет ресурсы из различных исходных наборов в один.
  • Значимость: позволяет избежать конфликтов ресурсов и подготовить единый набор.

packageDebugResources

  • Назначение: упаковывает объединенные ресурсы в APK.
  • Значимость: обеспечивает включение всех ресурсов в финальную сборку.

parseDebugLocalResources

  • Назначение: выполняет парсинг локальных ресурсов для варианта отладки.
  • Значимость: валидирует и обрабатывает локальные ресурсы.

createDebugCompatibleScreenManifests

  • Назначение: генерирует упрощенный манифест для совместимости с экранами.
  • Значимость: обеспечивает работу приложения на экранах разных размеров.

extractDeepLinksDebug

  • Назначение: извлекает информацию о глубоких ссылках в отладочной сборке.
  • Значимость: подготавливает данные о глубоких ссылках для тестирования.

processDebugMainManifest, processDebugManifest, processDebugManifestForPackage

  • Назначение: объединяет и обрабатывает манифест Android для отладочной сборки.
  • Значимость: обеспечивает правильную настройку файлов манифеста.

processDebugResources

  • Назначение: обрабатывает ресурсы и генерирует класс R.java.
  • Значимость: позволяет приложению получать программный доступ к ресурсам.

kaptGenerateStubsDebugKotlin

  • Назначение: генерирует стабы для процессоров аннотаций Kotlin.
  • Значимость: поддерживает такие библиотеки, как Room и Dagger.

kaptDebugKotlin

  • Назначение: запускает процессоры аннотаций Kotlin для отладочной сборки.
  • Значимость: генерирует код для аннотаций.

compileDebugKotlin

  • Назначение: компилирует исходный код Kotlin для отладочной сборки.
  • Значимость: преобразует код Kotlin в байт-код.

javaPreCompileDebug

  • Назначение: подготавливает исходники Java к компиляции.
  • Значимость: обеспечивает готовность всех импортов и зависимостей.

compileDebugJavaWithJavac

  • Назначение: компилирует код Java с помощью javac.
  • Значимость: преобразует Java-код в байт-код.

mergeDebugShaders, compileDebugShaders

  • Назначение: объединяет и компилирует шейдеры OpenGL.
  • Значимость: подготавливает графические элементы, используемые в приложении.

generateDebugAssets, mergeDebugAssets, compressDebugAssets

  • Назначение: работает с активами, такими как изображения и шрифты.
  • Значимость: обеспечивает включение оптимизированных активов в APK.

desugarDebugFileDependencies

  • Назначение: преобразовывает функции Java 8 для старых версий Android.
  • Значимость: активирует функции Java 8 на старых устройствах.

dexBuilderDebug

  • Назначение: преобразовывает байт-код в формат DEX.
  • Значимость: подготавливает код к выполнению на Android.

mergeDebugGlobalSynthetics, processDebugJavaRes, mergeDebugJavaResource

  • Назначение: объединяет ресурсы Java и синтетические классы.
  • Значимость: обеспечивает включение всех ресурсов.

checkDebugDuplicateClasses

  • Назначение: проверяет наличие дубликатов файлов классов.
  • Значимость: предотвращает сбои во время выполнения из-за конфликтов.

mergeExtDexDebug, mergeLibDexDebug, mergeProjectDexDebug

  • Назначение: объединяет DEX-файлы из внешних зависимостей и проекта.
  • Значимость: собирает все DEX-файлы в один исполняемый файл.

mergeDebugJniLibFolders, mergeDebugNativeLibs

  • Назначение: объединяет нативные библиотеки (JNI) для отладочной сборки.
  • Значимость: включает нативный код в APK.

stripDebugDebugSymbols

  • Назначение: удаляет символы отладки для уменьшения размера APK.
  • Значимость: оптимизирует размер APK.

validateSigningDebug

  • Назначение: проверяет конфигурацию подписи.
  • Значимость: обеспечивает корректное подписание APK.

writeDebugAppMetadata, writeDebugSigningConfigVersions

  • Назначение: записывает метаданные и информацию о подписи.
  • Значимость: предоставляет необходимые данные для установки.

packageDebug

  • Назначение: упаковывает код, ресурсы и активы в финальный APK.
  • Значимость: создает устанавливаемый APK-файл.

createDebugApkListingFileRedirect

  • Назначение: генерирует список файлов для APK.
  • Значимость: помогает найти сгенерированный APK.

installDebug

  • Назначение: устанавливает отладочный APK на подключенное устройство или эмулятор.
  • Значимость: развертывает приложение для тестирования.

Заключение

Понимание задач, связанных с процессом Android-сборки, подобно созданию макета приложения с разработкой каждого этапа — от проверки конфигурации до упаковки APK. Это понимание поможет выявить проблемы на ранней стадии, сократить время сборки и получить полный контроль над рабочим процессом. Зная, что происходит «под капотом», вы сможете уверенно устранять неполадки и оптимизировать сборку, затрачивая меньше усилий и времени. Когда в очередной раз нажмете кнопку «Run» в Android Studio, вам не придется теряться в догадках — вы будете точно знать как работает Gradle, превращая код в безупречно функционирующее, пригодное для установки приложение.

Читайте также:

Читайте нас в Telegram, VK и Дзен


Перевод статьи Aniket Indulkar: From Code to APK: The Complete Breakdown of Android Build Tasks

Предыдущая статьяTrendNow: создание новостного Android-приложения с помощью Jetpack Compose. Часть 1
Следующая статьяВкратце о прокси Spring Boot