Моя система продуктивности

Я программирую всю свою жизнь. Раньше я думал, что это норма  —  садиться за стол, открывать ноутбук, брать задачу из списка дел и кодить, пока не устану. На самом же деле такой стиль ведения дел всегда понижал уровень моей продуктивности после 2–4 часов работы. Я чувствовал себя таким уставшим, что мне не хотелось делать ничего, разве что выполнять простые задачки вроде код-ревью.

Теперь я могу работать на протяжении 8 часов без признаков усталости. Что изменилось? Изменился мой подход к работе.

После прочтения более 60 книг по саморазвитию, десятков статей и исследований о продуктивности, а также методом проб и ошибок я придумал свою систему продуктивности, которая помогает мне программировать, писать, творить и жить на пределе возможностей без чувства прокрастинации, усталости и тумана в голове.

Моя система продуктивности

Она держится на трех столпах:

  1. Расписание.
  2. Список дел на завтра.
  3. Система 69.

Теперь поподробнее рассмотрим каждый из пунктов.

Расписание

Все начинается с расписания: что, где и когда я буду делать в течение дня. Мое расписание выглядит так:

Я использую доску, чтобы всегда помнить, что мне нужно делать в конкретный момент времени.

Раньше я всегда отрицал расписания. «Я и так знаю что и когда мне надо делать!»,  —  думал я. На самом деле я всегда забывал делать свои обязанности (даже если у меня была привычка их выполнять).

К примеру, когда я вставал в 7 утра, я знал, что у меня есть свободный час перед работой. За этот час я хотел успеть сделать утренние дела (еда, разминка, душ) и почитать в течение получаса. Однако зачастую я просто растягивал завтрак на весь час, забывая, что хотел еще и почитать, даже если держал эту мысль в голове.

Также я заметил, что без расписания у меня уходит много времени на то, чтобы продумать, что мне делать после основной работы. Я мог закончить свою тренировку в обед, принять душ, сесть за стол и потом уже думать, чем же мне заняться, в течение примерно 10 минут. Если посчитать то время в день, которое у меня уходит на раздумья, то 10 минут превратятся в 60. Целый час! Это очень много.

Еще одним камнем преткновения в процессе принятия решения “что же делать дальше?”, является присутствие «ангела и демона», сидящих на плечах, которые помогают мне выбрать, стоит ли мне заняться важными делами или чем-нибудь попроще, а может даже взять перерыв. Часто из-за отсутствия расписания мне приходилось силой воли заставлять себя делать нужные вещи.

«Если вы тратите ресурсы, пытаясь решить, когда или где работать, вы препятствуете своей способности правильно выполнять то, что вам нужно».  —  Guardian

Как только я составил расписание, эти проблемы исчезли. Теперь у меня всегда есть время на то, что я запланировал. Я всегда знаю, что мне делать дальше. Теперь мне не надо заставлять себя силой воли делать важные дела. Расписание как бы автоматически принимает за меня нужное решение.

Если вы тоже хотите составить расписание, я советую использовать Google Календарь, где можно с легкостью редактировать его или делиться им с кем-нибудь еще. Кроме того, желательно иметь расписание на листке бумаге или на доске, чтобы всегда помнить о том, что, где и когда надо сделать.

Список дел на завтра

Если расписание помогает мне определить, что и когда мне делать, то список дел помогает, что конкретно мне надо делать в определенный промежуток времени. Ведь можно провести идеально запланированный день, но так и не сделать за его время ничего действительно важного.

Например, если у меня в расписании стоит полтора часа «упорной работы», то я мог бы ее делать, но это не гарантировало бы того, что я выполню именно те дела, которые требуют сил и энергии.

Наш мозг всегда старается тратить меньше энергии, поэтому он пытается убедить нас не напрягаться. Вот тут-то список дел и приходит на помощь. Он помогает мне не тратить силы на выбор задачи. Он гарантирует, что я буду делать только то, что нужно.

Мой список дел прост, я веду его как в простом блокноте, так и в Notion в качестве цифровой копии.

Список дел в тетради
Список дел в Notion

Cписок дел я пишу его с вечера на следующий день. Почему? Когда вы планируете свой день с утра, вы думаете о том, какая из задач должна быть сделана сегодня. Это удобно, если задача предельно ясна и проста в выполнении (например: «проверить код Джона»). Однако если вы не знаете точно, что конкретно вам надо сделать, то разбор полетов займет дополнительное время. Это как когда знаешь, что нужно написать статью, но не знаешь, о чем именно надо писать. Пройдет немало времени, пока изучишь материалы и выберешь верную тему.

Вдобавок к тому, что эти задачи занимают время на обдумывание, так еще и можно попасть в ловушку мыслительного процесса, когда мы начинаем придумывать результаты, детали, процесс выполнения и прочие мелочи, на которые можно потратить десять, пятнадцать минут, а то и больше.

Процесс написания списка дел с утра тратит ваш запал продуктивности на день, а также истощает когнитивные ресурсы. Вот почему я пишу списки дел и делаю это не по утрам.

Система 69

Когда я только начинал программировать, я делал нечто вроде того:

1. Открыть ноутбук.

2. Открыть редактор кода.

3. Выбрать задачу.

4. Программировать, пока не устану.

5. Сделать перерыв (тратя время на соцсети).

Выглядит обычно? Ну да. Так было до тех пор, пока я не узнал о системе Pomodoro.

Техника Pomodoro  —  это система тайм-менеджмента, при которой работа делится на определенные интервалы, обычно по 25 минут на блок, разделенные короткими временными промежутками. Это может быть 25 минут кодинга и 5 минут перерыва. Таким образом на блоки можно поделить целый рабочий день.

25 минуг кодинга

5 минут перерыва

25 минуг кодинга

5 минут перерыва

И т.д. до конца рабочего дня.

Я опробовал эту методику и она работает, но не так, как я надеялся. Я и вправду стал более продуктивным, но лишь на один дополнительный час. Я заметил, что 25-минутные интервалы слишком коротки для меня (у меня 5–10 минут уходило лишь на то, чтобы войти в состояние потока, так что у меня не получалось выполнить «упорную работу» за оставшиеся 15 минут).

Затем я продолжил думать и придумал правило 52 + 17 минут. Это 52 минуты работы и 17 минут перерыва. Почти как в технике Pomodoro.

Я проверил это правило на себе и оно сработало лучше, чем интервалы 25+5. С ее помощью я мог продуктивно работать больше двух часов, но все еще уставал после рабочего дня. Так что я не остановился на правиле 52+17, начал изучать вопрос продуктивности и мотивации и узнал об эффективных перерывах.

Когда люди слышат слова «перерыв», то первая ассоциация в их голове звучит как «делать что угодно, кроме работы», вроде скроллинга ленты, переписки с друзьями или просмотра видео. По факту, это и есть перерывы, но не эффективные. Основным признаком эффективного перерыва является то, что он дает энергию, а не забирает ее.

А вот пример эффективных перерывов:

  • Растяжка
  • Поддержание водного баланса
  • Простые упражнения
  • Ходьба (без наушников)
  • Дыхательные упражнения (дыхание на счет 4, метод Вима Хофа)

После того, как я узнал об эффективных перерывах, мой рабочий день стал почти идеальным: 52 минуты работы (45 минут в состоянии потока, потому что остальное время я трачу на его достижение) и 17 минут эффективного перерыва, которые дают мне сил продолжать работу.

И вроде бы все идеально, но я решил пойти еще дальше и стал одержим идеей сделать каждый час своей жизни более продуктивным. И, кажется, смог.

Единственной вещью, которая мешала мне постоянно быть в состоянии потока, была рассеянность. Я годами не обращал на это внимание. Все эти уведомления в телефоне, людской шум вокруг меня, сотни открытых вкладок в ноутбуке  —  все это мешало мне.

Я установил таймер на 52 минуты, начал работать, вошел в состояние потока и вдруг «дзынь!». Пришло новое уведомление. И я сразу думаю: «Хмм, что же там такое?»

И на этом все. Состояние потока ушло. Фокус на задаче пропал. Продуктивности как не бывало. Одно маленькое уведомление мгновенно испортило мой продуктивный день.

Я никогда не уделял уведомлениям внимание, пока не начал увлекаться саморазвитием (как жаль, что я не начал раньше).

Теперь, когда я работаю, я выключаю все уведомления, прошу людей не беспокоить меня, надеваю наушники (если работаю в шумном помещении), закрываю все вкладки, не связанные с задачей и делаю все, чтобы не отвлекаться во время рабочего времени.

И все бы ничего, система работает как надо, но можно ли улучшить ее еще? Естественно. Последний кусочек пазла  —  отказ от многозадачности. Сейчас меня смешат речи о пользе многозадачности. Она не работает. Это миф. Есть исследование, которое говорит о том, что 2.5% людей могут работать над двумя и более задачами с той же эффективностью, что и над одной. Остальные 97.5% так не могут.

Поэтому если я выбираю себе задачу и начинаю над ней работать, то фокусируюсь только на ней. Одна задача за раз. Не две, не три  —  одна. Это правило, которому я неизменно следую во время работы.

Отлично, теперь у вас есть все части Системы 69. Еще раз подытожим все то, что у нас теперь есть:

1. 52 минуты работы.

2. 17 минут эффективного перерыва.

3. Никаких отвлечений.

4. Фокус на одной задаче.

Читайте также:

Читайте нас в Telegram, VK и Яндекс.Дзен


Перевод статьи Nick Bull: How I Easily Code For 8+ Hours Without Feeling Tired

Предыдущая статьяЭлементы минималистичного дизайна
Следующая статьяПрименение методов Bind(), Call(), and Apply() в JavaScript