Автоматизация: друг или враг дизайнера?

В начале XIX века Британия находилась в процессе трансформации в результате промышленной революции. Отрасли производства, как, например, обрабатывающая или текстильная, сильно изменились благодаря инновациям вроде парового двигателя или ткацкого станка. Работавшие до этого на дому сотрудники были вынуждены перемещаться из сельской местности на новые фабрики в городах. 

Тысячи людей осознали, что те навыки, которые они осваивали годами, стали больше не нужны, а их в одночасье заменили огромными, неповоротливыми паровыми машинами. Одна из групп рабочих решила дать этому отпор. Группа, известная как “луддиты”, даже вооружилась кувалдами и пошла громить машины в знак протеста. Ответ не заставил себя ждать, их действия жестоко подавили, а лидеров повесили или сослали на каторгу. Британское правительство ввело смертную казнь для всех тех, кто занимался поломкой оборудования, а армии удалось подавить восстание луддитов. Машины, а точнее владельцы заводов, победили в этой схватке.

Луддиты отстаивают свои идеи
JavaMentor
JavaMentor

Мне на ум пришли луддиты, когда я, сидя в Твиттере, случайно увидел один из комментариев к видео Джордана Сингера про плагин к Figma под названием “Designer”, который управляется ИИ. Этот плагин использует технологию GPT-3 (управляемый ИИ инструмент для обработки естественного языка от OpenAI), чтобы самостоятельно создавать макеты в Figma на основе следующего текста: 

Приложение, имеющее панель навигации со значком камеры, фотографий, значок сообщений, ленту фотографий с подписями об имени пользователя над каждым фото, а также само фото, значок сердечка и облака.

То самое текстовое описание

В своем видео Джордан запускает плагин, вводит такой текст и нажимает на довольно необычную кнопку “Design”. Немного подумав, компьютер выдаёт ему дизайн совершенно нового приложения в Figma прямо с панелью навигации, фотографиями и всеми теми иконками, которые описал Джордан. 

Дизайн, созданный ИИ

Это, конечно, не дизайн уровня Джонни Айва (бывшего главного дизайнера iPhone), но все равно впечатляет.

Ответы к этому твиту варьировались от более насмешливых:

Удалите, мой босс не должен об этом знать!

К довольно обеспокоенным:

Чтобы вы понимали, на вопрос “заберет ли робот мою работу?” сайт ответил как “совершенно маловероятно”

Очевидно, что как и луддистские ткачи, дизайнеры точно так же не застрахованы от постоянно растущего влияния автоматизации. Да, автоматизировать производственный процесс гораздо проще, чем интеллектуальную работу, но раз даже Microsoft может заменить своих журналистов роботами (теперь искусственный интеллект будет использоваться, чтобы выдавать актуальный контент в сервисе MSN), то разве это не только вопрос времени, когда дизайнеров тоже заменят роботами?

Мы вступаем в новую техническую революцию, где существует искусственный интеллект и роботы. Производство, дистрибьюция, сельское хозяйство и многие другие отрасли становятся все более автоматизированными. Роботы сейчас и вправду начинают брать верх.

И хотя пройдет еще немало времени, пока T-1000 из фильма про Терминатора не начнет создавать какие-либо прорывные продукты вместо того, чтобы выслеживать и хотеть уничтожить Джона Коннора, мы все равно начинаем замечать, что автоматизация все чаще используется в процессе проектирования интерфейсов. Вот лишь несколько примеров:

  • автоматическое создание проектных спецификаций на основе инструментов вроде Zeplin;
  • автоматическое создание рабочих приложений и сайтов по готовым макетам с помощью webflow или Thunkable;
  • автоматическое создание альтернативных дизайнов (также известных как “генеративный дизайн” в Autodesk;
  • автоматическая оценка проектов с помощью многомерного тестирования на основе Google Optimize;
  • автоматический анализ пользовательского поведения на базе системы Amazon Comprehend.

Суть в том, что даже если машины и справляются с механическими задачами вроде обработки данных или превращения пикселей в готовый код, они все равно не могут справиться с задачей “думать самостоятельно”. Точно так же, как художественная литература, написанная искусственным интеллектом, не станет бестселлером в обозримом будущем, так же долго мы еще не увидим, как творческие аспекты разработки дизайнов станут автоматизированными. И под творчеством здесь имеется в виду не только придумывание идей или интересных реализаций, но также и решение проблем, нестандартное мышление и поиск потенциальных вариантов.

Если взглянуть на процесс проектирования Британской школы дизайна, то можно увидеть, что потенциал автоматизации начинается увеличиваться с середины первого так называемого “алмаза” к середине второго. На схеме видно аспекты этапов проработки дизайна, а этапы вроде “разработки” и “реализации” можно автоматизировать с помощью, к примеру, создания альтернативных дизайнов или воссоздания кода по проекту. Однако автоматизация этапов “придумывания” и “шлифовки” основной идеи  —  это совершенно другой разговор.

В информатике существует такой принцип “Garbage In, Garbage Out”. Это значит, что если на ввод подать неправильные или плохие данные, то на выводе также можно ожидать неверные данные. В разработке дизайнов этот принцип также сохраняется. Если не понимать проблему, для которой разрабатывается проект, и затем пытаться сделать из ерунды “конфетку”, то в результате также получится ерунда. В первую очередь, дизайнеры должны уметь решать поставленные задачи, потому-то люди и годятся для решения сложных проблем, а роботы нет.

Дизайнеры должны рассматривать автоматизацию не как врага, а как помощника, который помогает сделать работу лучше, быстрее и продуманнее. Генеративный дизайн, анализ пользовательских настроений и “дизайнерское” мышление помогают машинам делать то, в чем они хороши, чтобы дизайнер мог сфокусировать на том, в чем хорош он.

Калеб Майер, промышленный дизайнер из Autodesk, который занимается разработкой технологии генеративного дизайна, как-то сказал:

“Людям больше не нужно осваивать инструменты, им нужно уметь решать проблемы, а компьютер пусть займется своей работой” Калеб Майер, промышленный дизайнер  —  Autodesk

Конечно, в какой-то момент машины возьмут верх, и мы будем бороться за выживание (если только глобальное потепление, коронавирус или гигантский астероид уже не уничтожат нас к тому моменту). А до тех пор советуем видеть в автоматизации друга, а не соперника.

Читайте также:

Читайте нас в Telegram, VK и Яндекс.Дзен


Перевод статьи Neil Turner: Automation: designers’ friend or foe?

Предыдущая статьяPython Django: как изменить страницу ошибки 404?
Следующая статьяПерестановка двух чисел на Си