Learning

Как программист должен поступить с новой информацией? Выучить «на всякий случай», мало ли пригодится в будущем? Или выучить «точно в срок» тогда, когда эти знания на самом деле понадобятся?

Понятия «на всякий случай» и «точно в срок» проистекают из сферы экономики, а именно из «Управления товарными запасами». Если вы запасетесь всеми нужными продуктами или материалами раньше времени, то тогда в будущем у вас не возникнет проблем с их поиском, и вы сэкономите свое время. Однако может случится так, что эти материалы и продукты никогда вам не потребуются (вы про это знать не будете), но тратить деньги на накладные расходы все равно придется.

Такие компании, как «Toyota» одними из первых внедрили производство и управление товарными запасами «точно в срок». Это привело к коротким срокам поставки, низким накладным расходам и бережливому производству (вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя).

 

В школах, колледжах и университетах мы зачастую учим тонну информации «на всякий случай». Из-за подобного метода обучения возникает множество проблем:

1)Почти в 99% случаев вам не понадобится знать годы жизни Пушкина или формулу периметра трапеции в вашей будущей карьере или личной жизни. Есть вероятность того, что многие знания могут попросту устареть.

2)Опять же, в 99% случаев вы забудете все то, что так отчаянно вам пыталась навязать Марья Ивановна. А постоянно освежать в памяти эти знания — себе дороже.

3)Доказано учеными и личным опытом, что мозг лучше запоминает, если у него есть четкая потребность в этих знаниях.

А вот учеба «точно в срок» позволяет избежать эти неприятные стороны. Единственный минус — в самый ответственный момент вы будете не готовы и вам придется сидеть в 3 часа ночи с кружкой кофе и кошкой на коленях, разбираясь в новой теме. Но это небольшая цена, по сравнению с бесполезным обучением «на всякий случай», верно?

Многие уважаемые люди выступают за обучение «точно в срок», например основатели Google. Но зачастую упускаются из виду некоторые преимущества обучения «на всякий случай» и сейчас мы их перечислим.

Мета-обучение

Способность к запоминанию и обучению это такой же навык, как и, например, рисование или столярное дело. Чем больше практики, тем лучше становятся ваши навыки. Если постоянно что-то изучать, то с каждым разом новая тема будет даваться легче. Это называется «мета-обучением». И у этого понятия много общего с обучением «на всякий случай». Изучая раз за разом что-то новое, ради интереса, а не по необходимости — приводит к тому, что в момент обучения «точно в срок» вы потратите намного меньше времени, пытаясь понять, что к чему.

Иногда это происходит потому, что вы изучаете что-то похожее на то, что вы узнали ранее, и на то, что вы узнаете в будущем. Например, за эти годы я выучил так много языков программирования, что изучение нового языка программирования (по крайней мере, поверхностно, в той степени, чтобы я мог писать и просматривать базовый код на этом языке) стало для меня довольно легкой задачей.

С другой стороны, иногда вы узнаете что-то, что сильно отличается от того, что вы уже знаете. Это также вне сомнения полезно, потому что заставляет вас подходить к процессу учебы по-разному. К примеру, изучение нового языка программирования сильно отличается от изучения AWS (сервисы облачных вычислений), и оба они научат вас различным методам обучения, которые могут вами применяться в будущих вариантах развития вашей жизни. Когда вы спрашиваете кого-то, заслуживающего доверия, и как вы находите этого человека? Когда вы учитесь на практике? Когда вы читаете книгу? Техническую документацию? Код? Искусство познания — это мышца, которую вы можете натренировать.

Устранение белых пятен

Иногда, изучение того, что вам не нужно немедленно — хороший способ устранить «белые пятна». Белые пятна — это те вещи, о существовании и пользе которых вы даже не знали, пока не начали учить.

Дам один хороший совет: изучая что-то новое (программу, инструмент и т. д.), всегда думайте о том, какие проблемы это поможет решить вам сейчас и в будущем. Таким образом, когда вы увидите эту проблему в реальной жизни, в вашем мозгу загорится лампочка, которая провозгласит: «О, я знаю, чем я могу воспользоваться для решения этой проблемы». Можно немного перефразировать этот совет: какие проблемы в первую очередь должна решать данная программа/инструмент? Если разработчики вкладывали в это время и силы, но при этом до конца не понимали, какую цель преследуют, значит они блуждали вокруг трех сосен, следовательно, вы столкнетесь с той же проблемой.

По сути, чем шире будет ваш кругозор, тем меньше останется белых пятен, даже если вы забудете большую часть изученного.

Кстати, устраняя белые пятна, можно исследовать много разных сфер. Может быть, вы всегда думали, что история Древнего Египта крайне скучна и непонятна. Но чем больше вы будете в этом копаться, тем сильнее вы будете осознавать, что ошибались. Я видел, как резко менялся род деятельности человека (самым удивительным образом) из-за устранения белых пятен.

Слои и графики

Наш мозг постоянно принимает микро-решения по поводу того, какие фрагменты информации полезны, а какие нет. Те, которые не будут забыты и «удалены» из нашего внутреннего хранилища. Познание- это обширная тема, о которой были написаны сотни книг и проведено еще больше исследований. Самый простой способ что-то запомнить — повторять. И люди придумали такую технику, как «Интервальные повторения». Она заключается в повторении запомненного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам.

Повторение — это способ сообщить вашему мозгу, что что-то важно, и его следует запомнить. Минус заключается в том, что мозг редко может справиться с большими объемами данных, например, с информацией по программному обеспечению, когда вы учите ее «на всякий случай». Плюс заключается в том, что есть и другие способы послать вашему мозгу сигнал о том, что что-то важно.

Когда вы учились в школе, колледже или университете, вы когда-нибудь чувствовали, что материал, который вы узнали в начале семестра был проще для запоминания, чем материал в конце семестра? Раньше я думал, что это происходило из-за того, что начальный материал был всего-навсего проще. Но на самом деле все куда глубже. Более поздний материал основывается на более раннем материале, и ваш мозг может распознавать эти зависимости и использовать их для принятия решений о том, что в итоге сохранить.

Вы можете представить это в виде слоев янтаря или осадка. Слои в верхней части рыхлые и легко крошатся, но чем ниже, тем сильнее они твердеют. Другой способ концептуализировать это — представить себе, как ваш мозг создает собственный ориентированный график зависимости от информации. Когда ваш мозг удаляет материал, более вероятно, что он начнет с вещей, которые расположены выше на графике, и имеющие меньшее количество зависимых от них вещей.

Если вы много учитесь, ваш мозг лучше понимает этот график и его зависимости. Он, к примеру, понимает, что геометрия, математический анализ и многие другие навыки зависят от базовой алгебры.

Баланс

Итак, каков итог? Очевидно, что вы не должны изучать случайные вещи, которые могут никогда и не пригодится. Но я надеюсь, что, изложив некоторые преимущества обучения «на всякий случай», я убедил вас в том, что есть некоторые преимущества в изучении вещей, которые не сразу и не напрямую применимы к вашей работе. Я считаю, что лучший баланс- изучать много того, что сразу же принесет вам пользу и немного того, что понадобится вам в будущем.

Перевод статьи Osman Ahmed OsmanJust-In-Case vs. Just-In-Time Learning

Предыдущая статьяЧто нового в Ubuntu 18.04
Следующая статья5 простых способов визуализации данных на Python. С кодом