Go получил известность во многом благодаря своему чистому и эффективному подходу к параллельному выполнению. С применением горутин можно добиться огромного повышения эффективности, выполняя несколько потоков в фоновом режиме во время работы основной программы. Но как обеспечить взаимодействие горутин или наладить совместное использование ими ресурсов? Вы будете удивлены простой, но мощной природой каналов в Go. Будьте к этому готовы.
Предполагается, что кое-какие знания о горутинах у вас имеются, так что давайте сразу переходить к коду!
Простой пример:
Каналы значительно упростили параллельное программирование. Тем не менее нужно с осторожностью подходить к их пониманию. В приведённой ниже программе выполняется всего четыре операции. Рассмотрим их поэтапно.
Первый этап — создание канала в строке 7. Определяем тип входных данных для этого канала. Это будет string
(строковый тип данных). Затем в строках с 9 по 11 создаём анонимную функцию: берём строку "ping"
и отправляем её в канал messages
(сообщения).
При работе с каналами операция по отправке информации обозначается стрелочкой <-, направление которой показывает, куда поступает информация: в канал или из канала.
package main
import "fmt"
func main() {
messages := make(chan string)
go func() {
messages <- "ping"
}()
msg := <-messages
fmt.Println(msg)
}
Третий этап — это запрос сохранённой строки "ping"
из канала сообщений в переменную msg
. Последний этап — вывод этого сообщения на консоль.
Каналы будут ожидать информацию для отправки
Каналы в Go блокирующие. Например, у нас есть две горутины, выполняющиеся одновременно. Если одна из них запрашивает у другой передачу информации по каналу, канал блокирует выполнение до тех пор, пока другая горутина не передаст информацию в соединяющий их канал.
Продемонстрировать это можно с помощью следующего кода. sync.WaitGroup
позаботится о том, чтобы горутины завершились перед выходом из основного потока программы.
Первым делом инициализируем новый канал messages
в строке 13.
package main
import (
"fmt"
"time"
"sync"
)
func main() {
var wg sync.WaitGroup // инициализируем счётчик
wg.Add(2) // в ожидании двух горутин
messages := make(chan string)
go func() {
fmt.Println("Starting first anonymous function...")
fmt.Println("Echo!")
time.Sleep(time.Millisecond * 1000)
messages <- "Echo!"
fmt.Println("Exiting first anonymous function")
wg.Done()
}()
go func() {
fmt.Println("Starting second anonymous function...")
msg := <- messages
fmt.Printf("I hear an %s\n", msg)
fmt.Println("Exiting second anonymous function")
wg.Done()
}()
wg.Wait() // блокируем, пока все горутины не завершат выполнение
}
После этого первая анонимная функция на секунду засыпает, а затем перед выходом отправляет строку "Echo"
в канал messages
. В следующей анонимной функции в строке 26 запрашиваем входные данные из канала messages
в переменную msg
. Это блокирующая операция: в ней эта функция не сможет продолжать работу, пока мы не получим выходные данные из messages
.
Если бы мы запустили приведённую выше программу, то получили бы следующий результат:
Starting second anonymous function...
Starting first anonymous function...
Echo!
Exiting first anonymous function
I hear an Echo!
Exiting second anonymous function
Опять же обратите внимание, что горутины недетерминированы. Нельзя сказать, в каком порядке функции будут запускаться или останавливаться. Зато известно, что каналы будут блокировать выполнение в ожидании информации для отправки. Между первой Echo!
и заключительной инструкцией на вывод I hear an Echo!
есть секундная задержка, потому что принимающий канал ждёт вывод.
Как предотвратить взаимоблокировку в каналах
Итак, каналы блокируют выполнение во время ожидания ресурса. Но что произойдет, если этот ресурс так и не будет отправлен? Эта ситуация приведёт ко взаимоблокировке, которую Go обнаружит не во время компиляции, а уже только во время выполнения. Рассмотрим пример:
package main
import (
"fmt"
"time"
"sync"
)
func main() {
var wg sync.WaitGroup // инициализируем счётчик
wg.Add(2) // в ожидании двух горутин
messages := make(chan int)
go func() {
for i := 0; i < 3; i++ {
messages <- i
time.Sleep(time.Millisecond * 500)
}
close(messages) // закрываем канал по завершении
wg.Done()
}()
go func() {
for {
msg, open := <- messages
if !open {
break
}
fmt.Println(msg)
}
wg.Done()
}()
wg.Wait() // блокируем, пока все горутины не завершат выполнение
}
В первой анонимной функции, которая выполняется как горутина, мы трижды добавляем к каналу сообщений любое значение i
. Когда мы выходим из этого цикла, то закрываем канал, сигнализируя о том, что с добавлением закончили. Таким образом взаимоблокировка предотвращается.
Во второй горутине из канала messages
мы получаем msg
и open
. Параметр open
— это логическое значение, которое сигнализирует о том, закрыт канал или нет. Если канал неоткрыт !open
, то выходим из цикла и горутины с помощью wg.Done()
. Просто, но эффективно!
Можно также воспользоваться преимуществами синтаксиса Go, упростив второй цикл for
в строке 16. Тогда даже не придётся проверять, закрыт канал или нет: об этом позаботится Go.
for msg := range messages {
fmt.Println(msg)
}
Кроме того, можно добавить каналам пропускную способность:
package main
import (
"fmt"
)
func main() {
messages := make(chan string, 2)
messages <- "Yer"
messages <- "a"
msg := <- messages
fmt.Println(msg)
msg = <- messages
fmt.Println(msg)
messages <- "Wizard"
msg = <- messages
fmt.Println(msg)
}
В строке 8 мы создаём канал с пропускной способностью 2, а отправлять и получать можем даже три строки, потому что канал работает как очередь. Пока в канале не более 2 сообщений, мы не выходим за пределы пропускной способности и не получаем ошибку.
А что, если имеются каналы, блокирующие друг друга в условиях ограничения по времени? В Go можно использовать выражение select
для выполнения любого готового канала:
package main
import (
"fmt"
"time"
)
func main() {
c1 := make(chan string)
c2 := make(chan string)
go func() {
for {
c1 <- "Channel 1 every second"
time.Sleep(time.Millisecond * 1000)
}
}()
go func() {
for {
c1 <- "Channel 2 every 2 seconds"
time.Sleep(time.Millisecond * 2000)
}
}()
for {
select {
case msg1 := <- c1:
fmt.Println(msg1)
case msg2 := <- c2:
fmt.Println(msg2)
}
}
}
Здесь у нас два канала, которые бесконечно добавляются в двух горутинах. Первая горутина добавляется к каналу c1
каждую секунду. Вторая добавляется к каналу c2
каждые две секунды. Если просто попытаться вывести информацию с этих каналов, канал c2
заблокирует выполнение и мы будем получать оба вывода каждые две секунды.
А вот с помощью оператора select
можно будет постоянно проверять наличие канала, готового к выгрузке с него информации. Выполнение этого оператора позволит обеспечить постоянный поток информации из каналов без каких-либо блокировок.
Каналы представляют собой простой, но мощный инструмент взаимодействия горутин и позволяют более осмысленно управлять информационным потоком. При этом важно учитывать риск возникновения взаимоблокировок, ведь в Go они не распознаются во время компиляции. В этой связи умение отслеживать, когда канал должен быть открыт, или умение добавлять каналам пропускную способность — это уже немало.
Надеюсь, статья была полезной и вы узнали что-то новое. Спасибо за внимание!
Читайте также:
- Опыт работы с Golang: путь проб и ошибок
- Как работает функция Defer в Golang
- Удалённые вызовы процедур в Golang
Читайте нас в Telegram, VK и Яндекс.Дзен
Перевод статьи Israel Miles: Orchestrate Your Go Routines Using Channels