Ни для кого не секрет, что основная часть создания успешного пользовательского опыта заключается в понимании желаний и потребностей аудитории.
Таким образом, психология становится ключевым элементом в разработке подходящего типа систем, интерфейсов и пользовательского опыта.
В психологии лучше начать с базовых знаний. Ниже мы рассмотрим несколько необходимых пунктов, которые стоит иметь в виду.
1. Эффект якоря
Предположим, что вы идете покупать часы. Понравившийся вам вариант стоит $150, но вы понимаете, что эта сумма превышает ваш бюджет. Вскоре вы находите часы, которые стоят $125. Новая цена кажется более приемлемой, хотя она тоже может превысить ваш бюджет. Однако по сравнению с первыми часами это предложение начинает казаться более выгодным.
В значительной степени мы склонны полагаться на первую часть информации. Таким образом, в процессе принятия решений она выступает в качестве ориентира или так называемого «якоря».
Первая часть информации влияет на последующие суждения клиента.
Данный способ можно использовать для отображения основной идеи или сообщения на главном баннере страницы. Поскольку это первое, что увидят пользователи, оно закрепится в их памяти. Соответственно, пользователь будет сканировать дальнейший контент, что облегчает и ускоряет использование продукта.
Эффект якоря оказывает воздействие на мнение о продукте, а также на то, сколько клиент готов за него заплатить.
2. Ошибка выжившего
После прочтения историй жизни Билла Гейтса и Илона Маска многие люди задаются вопросом: если смогли они, почему я не смогу?
Однако эти истории могут выявить ошибочность суждений, так как в реальности за одним успехом стоит множество пройденных неудач, на которые многие не обращают внимание.
В результате концентрации только на историях успеха может возникнуть «Ошибка выжившего». Это явление искажает суждения и может привести к ложным выводам, так как мы склонны обращать внимание на выживших, игнорируя остальных.
Одним из самых известных примеров данного феномена выступают поврежденные самолеты во время Второй мировой войны. Вооруженные силы Соединенных Штатов должны были поставить защитную броню на свои самолеты. Они решили осмотреть вернувшиеся самолеты, чтобы проверить, где был нанесен наибольший ущерб. Они заметили, что хвост, крылья и тело были покрыты пулями, и решили оградить эти области.
Однако венгерский математик Абрахам Вальд увидел, что они защищали только поврежденные части вернувшихся самолетов. Самолёты, которым попали в двигатель, вышли из строя и не вернулись. Таким образом, руководствуясь данным принципом, многие жизни были спасены.
Такое предубеждение встречается повсюду, но его стоит избегать при принятии решений независимо от того, касаются ли они бизнеса, повседневной жизни или дизайна продукта.
Когда дело доходит до бизнеса, необходимо найти уникальный подход и принять во внимание всевозможные аспекты и переменные. Конечно же, важно мотивироваться историями успеха, но также стоит учитывать возникающие неудачи.
Как продуктовому дизайнеру, вам может показаться, что раз функция работала в другом месте, то она принесет те же результаты и в вашем случае. Однако пользователи не оценят работу, если вы обратите внимание только на позитивные отзывы, игнорируя отрицательные.
Подумайте о том, что вы не видите.
3. Эффект приманки
Эффект приманки подразумевает, что человеческий выбор между двумя пунктами меняется при появлении третьего доминирующего варианта.
Как правило, третий вариант легко отбросить.
Опция приманки добавляется, чтобы подтолкнуть клиентов к намеченному целевому варианту, который более масштабен, чем им нужно. Эти мелкие «подталкивания» не должны быть манипулятивными и ограничительными.
Эффект приманки побуждает нас делать выбор с ощущением того, что мы приняли обдуманное, рациональные и независимое решение. Отчасти в этом и кроется результативность метода.
Однажды телеканал National Geographic провел эксперимент, чтобы продемонстрировать эффект приманки: людям предоставили два вида попкорна — маленький (3$) и большой ($7). Изначально в основном все покупали маленькую пачку. Но как только появилась средняя пачка попкорна ($6.50), так называемая «приманка», продажи на большой попкорн увеличились в разы. Испытуемых мотивировали покупать более дорогой товар, чем они изначально планировали.
4. Проклятие знания
Проклятие знания — это когнитивное предубеждение, которое возникает, когда люди не учитывают, что другие не обладают такими же базовыми знаниями или информацией, что и они.
Специалисту какой-либо области будет трудно поставить себя на место новичка (или человека, который не имеет представления о том, что говорит специалист), когда он пытается объяснить концепцию на базовом уровне.
Как правило, подобный дисбаланс знаний между этими двумя группами упускается или не принимается во внимание.
Проклятие знания можно преодолеть, используя конкретные и фактические утверждения, а также реальные истории из жизни или демонстрационные примеры. Однако в таком случае стоит избегать неопределенные утверждения.
Например, служба экспресс-доставки FedEx уклонялась от передачи абстрактных сообщений и целей своим клиентам. Вместо этого компания рассказывала реальную историю о том, как они вовремя доставляли посылки, независимо от возникающих препятствий, демонстрируя свой лозунг «Мир вовремя» (The World on time).
Такие реальные истории — это то, что имеет отношение к потребителям и создает более надежную репутацию бренда.
Дизайнеру стоит подходить к процессу проектирования или обновления продукта с осторожностью. Разрабатывать дизайн с учетом знаний и опыта пользователя может быть непросто, но без этого продукт будет неудобен в использовании.
Каждый раз, когда появляется новое обновление, вам нужно встать на место потребителя и опробовать продукт так, как бы вы использовали его в первый раз.
Все дело в том, чтобы узнать свою аудиторию и посмотреть на продукт с другой стороны.
5. Распознание важнее вспоминания
Вам легче ответить на открытый вопрос или на тот, для которого предложено несколько ответов? Или бывало ли у вас, что при попытке вспомнить кого-то, вы испытываете сложности, но легко узнаете этого человека, взглянув на его фотографии?
Подобные сценарии иллюстрируют Распознание, а не Вспоминание. Людям легче распознать то, что уже было в их жизни, нежели рыться в своей памяти. Процесс вспоминания приводит к увеличению когнитивной нагрузки.
Основная цель — свести к минимуму необходимость пользователя погружаться в свою пассивную память.
Например, для тех, кто заказывает каждый день Uber для поездки на работу, приложение проводит обоснованный анализ и предлагает местоположение офиса в качестве пункта назначения. При этом пользователю нет необходимости умственно перенапрягаться для выполнения этой задачи.
Одним из способов реализации этого метода является разработка продуктов, которые имеют похожие дизайнерские соглашения.
Основные выводы
- Люди в значительной степени полагаются на первую часть информации и делают последующие выводы под ее влиянием.
- Цифровые продукты должны отображать/передавать основной посыл на баннере страницы, который выполняет роль «якоря».
- Мы склоны концентрироваться на успешных историях, игнорируя тысячи неудач вокруг них. Таким образом формируются предрассудки и ложные выводы.
- В процессе принятия решений для бизнеса/дизайна или чего-либо еще следует учитывать всевозможные аспекты и переменные во избежание «Ошибки выжившего».
- Введение третьего варианта (приманки) влияет на предпочтения человека между первоначальными двумя вариантами.
- Люди не понимают, что другой человек может не знать или не понимать того же, что и они, им становится сложно поставить себя в положение новичка и объяснить базовые вещи.
- Визуально распознать прошлое событие гораздо легче, и это требует меньше умственных усилий, чем вспомнить его из памяти.
Читайте также:
- Aurora UI - новый визуальный тренд в 2021 году
- 7 факторов, которые помогут улучшить UX-дизайн
- ТОП-5 законов для каждого UX-дизайнера
Читайте нас в Telegram, VK и Яндекс.Дзен
Перевод статьи Canvs Editorial: Psychological principles for every product designer