No-code и сферы его применения

Наблюдаем за ростом популярности нового IT-движения

Так называемое явление «No-code», или же «Zero-code», сейчас активно набирает обороты. На рынок приходит всё больше инструментов для создания программ без кода, а их создатели с удовольствием берут деньги инвесторов на свои разработки. За последние пять лет мы наблюдаем, как более чем миллиард долларов поступают в сферу стартапов и как минимум два no-code проекта стали прорывными: первый  —  Airtable, оценённый в 1,1 млрд долларов в 2018 году, второй —  Notion, который недавно достиг оценки в 2 млрд долларов. Zapier, первый no-code проект, остаётся в тени, собрав лишь 1,3 млн долларов. Однако есть ощущение, что он ещё стрельнёт.

За последние два года стали появляться очень активные no-code проекты. О так называемых “не-кодерах” слышно везде, от упоминания в книгах и учебниках до постов в социальных сетях и на досках объявлений. No-code сейчас и вправду в тренде.

Команда Runa Team видит большой потенциал в этой сфере. Она вложила часть средств в no-code, или, как их ещё называют, low-code проекты, и среди них: платформа для разработки игр AppOnBoard, конструктор маркетинговых чат-ботов Spectrm, инструмент для автоматизации рабочего пространства n8n, а также конструктор интернет-магазинов Ecwid.

В этой статье сотрудники Runa Team поделятся результатами своих исследований, связанными с no-code платформами, а также представят список из более чем 50 no-code стартапов. Но перед этим не будем торопиться и подумаем над следующими вопросами:

  • Что такое no-code?
  • Для чего нужен no-code?
  • Почему no-code так популярен?
  • Отличаются ли подходы no-code и low-code?
  • Какие существуют инструменты, основанные на no-code?

Что такое no-code?

No-code  —  это интуитивно понятный и простой интерфейс для создания пользовательских веб-приложений, которые заменяют код. К примеру, ниже вы можете увидеть как выглядит разработка мобильной игры на платформе Buildbox:

Конечно, no-code применяется не только для разработки игр, но и во многих других случаях. Вся эта история началась ещё давным-давно с приходом первых конструкторов сайтов, таких как WordPress. Вторая волна no-code началась после 2010 года с появлением вышеупомянутых Airtable, Webflow и Zapier. Их основатели начали придумывать новые варианты использования, чтобы помочь бизнесам по всему миру. Сооснователь Zapier Уэйд Фостер в подкасте для Acquired LP пошутил о так называемой концепции AWZ (Airtable, Webflow, Zapier), используемой основателями стартапов, в которых Airtable и Zapier используют для бэкенда, а Webflow для фронтенда. В общем, Airtable является улучшенной версией Excel и Google Spreadsheets, Webflow позволяет создавать сайты для бизнеса, а Zapier соединяет воедино несколько приложений для автоматизации рабочих процессов.

Число основанных no-code компаний

Для чего нужен no-code?

У no-code есть множество применений:

  • Автоматизация и оптимизация рабочих процессов  —  no-code приложения позволяют значительно улучшить эффективность компании и легко организовывать деловые процессы. Раньше, если вы хотели внедрить на сайт форму Gmail или Dropbox, вам нужно было уметь программировать. Пополнение баз данных новыми строками требовало много времени и сил. Даже чтобы создать простейшее веб-приложение, вам нужно было знать как минимум основы HTML. Теперь же каждый может делать это независимо от умения программировать.
  • Быстрый запуск нового продукта или MVP  —  благодаря no-code, компании легко могут выпустить MVP и проверить свои наработки. Только представьте: две нетехнические компании хотят выпустить новый невероятный стартап. Им нужна площадка для экспериментов и прогонов идей, чтобы проверить осуществимость своих задумок. Первым делом нужно запустить сайт или мобильное приложение, чтобы оценить спрос на продукт. Как поступить: заплатить команде разработчиков или работать со штатным программистом? В наше время им не нужно утруждать себя ни тем, ни другим  —  на помощь приходит no-code.
  • No-code, совмещённый с кодом  —  обычно, no-code разработка основывается на различных шаблонах, но количество их вариаций ограничено. Однако в некоторых случаях у компании есть возможность добавить частичку своего кода. При таком раскладе компании могут увеличить сложность своего продукта с помощью своих навыков разработки. Такой вариант также подходит двум нашим уже знакомым нетехническим компаниям. Как только команда определилась с идеей и пора расширяться, тогда же можно нанять разработчиков, чтобы улучшить продукт и завоевать рынок.
  • Создание внутренних инструментов работы  —  no-code позволяет создавать собственные CRM, формы опросов, чек-листы, панели мониторинга, админ-панели, приложения для совместной работы, корпоративные системы и даже мобильные приложения для сотрудников компании. В большинстве случаев создание бизнес-приложений требует бэкенд-интеграции с другими программами, чего можно достичь благодаря инструментам автоматизации вроде Zapier или Airtable.

Однако, несмотря на увеличение числа no-code продуктов, индустрии всё ещё нужны разработчики для создания фундаментальных и сложных продуктов. И всё же рынок быстро развивается, и поэтому возникает вопрос: может ли кто-нибудь создать техно-бизнес с капитализацией более миллиарда долларов совсем без программирования?

Почему no-code так популярен?

Популярность движения no-code хорошо прослеживается на графике увеличения поисковых запросов термина “no-code”:

Ежемесячные запросы Google по ключевому слов: NoCode

No-code популярен, во-первых, отчасти потому, что он сокращает количество повторяющихся задач и позволяет непрограммистам самостоятельно автоматизировать монотонную работу. Во-вторых, компании, придерживающиеся философии “бережливого стартапа” (Lean Startup), могут быстро выпускать MVP-версии своих приложений. Как видно на графике ниже, спрос на продакт-менеджеров растёт, и компаниям нужно больше таких ценных сотрудников:

Количество вакансий продакт-менеджеров в США

Для таких случаев no-code действительно является отличным решением, и даже не нужно нанимать всё больше разработчиков для каждого следующего продукта. Команды продакт-менеджеров могут собрать первую версию приложения и протестировать её, поняв, есть ли у него потенциал стать тем самым заветным стартапом на миллиард долларов.

Отличаются ли подходы no-code и low-code?

Когда заходит речь о no-code, часто можно услышать похожий термин: low-code. Разница заметна сразу: low-code требует умения программировать. Их можно формально разделить на два сегмента клиентов:

  • No-code предназначен для людей, не связанных с техническими специальностями. Такой подход позволяет непрограммистам создавать IT-продукты и автоматизировать своё производство.
  • Low-code, в свою очередь, больше подходит разработчикам. Этот подход облегчает процесс разработки.

В этом сегменте есть несколько весьма интересных low-code проектов и компаний, разрабатывающих их.

Какие существуют инструменты, основанные на no-code?

Существует список занятных no-code компаний, расположенных в ЕС и в США. Все эти компании подразделяются на две большие категории: внешние и внутренние, в зависимости от способа их применения:

  • Внешние  —  к этой категории принадлежат компании, которые используют no-code для создания привлекательного продукта. Среди них конструкторы сайтов, мобильные приложения, платформы для разработки игр и создания чат-ботов. Сюда также относятся no-code приложения из сферы финансов и страхования, а также подкаст-приложения.
  • Внутренние  —  в этой категории находятся компании, в которых no-code применяется для создания инструментов, предназначенных для использования внутри компании. В области этой части компаний находится много подгрупп, включая решения для совместной работы, инструменты оптимизации рабочего пространства, конструкторы приложений (CRM, чек-листы и т.д.), так называемые “продвинутые базы данных”, позволяющие создавать приложения из внешних источников, и даже no-code модели машинного обучения!

Ну а здесь можно ознакомиться с полным списком из 50 таких компаний.

Заключение

Мы живём во время, когда происходит бурное развитие технологий. Со времён пузыря доткомов техно-компании стали важной частью нашей жизни, хотя многие инструменты всё ещё доступны лишь малой части из нас: программистам. Однако высокий спрос на разработчиков привёл к появлению нового класса технических специалистов  —  не-кодеров. No-code существует, чтобы приносить пользу, позволяя людям создавать IT-решения и справляться со сложными задачами без большого технического опыта за плечами. No-code делает наши жизни лучше и открывает нам мир возможностей для тех, кто не умеет программировать.

Читайте также:

Читайте нас в TelegramVK и Яндекс.Дзен


Перевод статьи Gleb Onischenko: No-code, no-code everywhere!