Вернувшись домой с мероприятия, посвященному менторству, в духе “быстрых свиданий”, я был в равной степени как истощен, так и полон энергии. Истощен, потому что я интроверт и общение с незнакомцами в течение двух часов подряд сильно утомляет меня физически и эмоционально. Полон энергии, потому что разговоры с выпускниками и начинающими дизайнерами напоминают мне, почему я выбрал именно эту профессию и почему я встаю с постели каждый день, чтобы делать то, что я делаю.

На данном мероприятии мне бросилась в глаза одна вещь, подтвердившая то, что я видел в течение многих лет, интервьюируя кандидатов, устраивавшихся на работу в такие компании, как Intuit и Facebook: зачастую в портфолио фокусируются на неправильных вещах и оно получается слишком длинным.

Небольшое отступление: эти советы в основном касаются вашего онлайн-портфолио. Однако вы должны знать о разнице задач и ситуаций, предусматривающихся онлайн-портфолио и показом портфолио заказчику лично. Цель онлайн-портфолио — моментально привлечь внимание заказчика или менеджера по найму, чтобы они обратились к вам лично. Цель показа портфолио лично — показать один или два проекта, предоставив гораздо более подробную информацию о проблеме, решении и реализации. 

Расскажите полную историю

Цель портфолио — заинтересовать рекрутера настолько, чтобы он захотел поговорить с вами лично. Я рассмотрел выбранные наугад портфолио как новичков, так и опытных дизайнеров, и обнаружил, что среднее количество слов в портфолио было более 1300.

Не поймите меня неправильно, длина сама по себе не является проблемой. Почти каждое просматриваемое мной портфолио имеет один и тот же формат в виде отрывков, а не четко продуманной историей со следующими частями: заголовок, за которым следует абзац и изображение, потом второй заголовок, абзац, второе изображение и так далее. Эти разделы часто включают в себя следующие части:

  • Обзор проекта
  • Задача
  • Моя роль в проекте
  • Дизайн-процесс
  • Конкурентный анализ
  • Эвристическая оценка
  • Пользовательские исследования 
  • Типы пользователей
  • Пользовательские истории
  • Диаграмма сходства
  • Юзабилити-тестирование
  • Эскизы
  • Вайрфреймы
  • Блок-схемы
  • Спецификация дизайна
  • Прототипы
  • Результат / Показатели
  • Ретроспектива / Чему я научился

Этот список позволяет легко понять, почему средняя длина портфолио составляет более 1300 слов. Рекрутеры просматривают десятки и сотни резюме и портфолио в неделю. Теперь представьте то количество часов, которое вы потратили, тщательно документируя процесс работы и результат, только чтобы узнать (или, скорее всего, не узнать), что ни один человек не дочитал до конца ваше портфолио.

Еще один момент — формат отрывков довольно скучно читать. Расскажите историю, сосредоточившись на самых интересных и эффектных частях проекта. Зная, что люди, читающие ваше портфолио, не будут углубляться, убедитесь, что вы привлечете их внимание, изложив все основные моменты в начале.


Мой предпочитаемый формат портфолио — краткое описание проекта, затрагивающее проблему, решение, результат и прототип. Поскольку обычно на рассказ всей истории не хватает места, требуется кнопка «узнать больше» или ссылка на полный текст статьи. Но опять же, менеджер по найму, скорее всего, не нажмет ее.

Рекомендации: 

1. Бросьте себе вызов с намерением изменить длину своего портфолио. Сможете ли вы сократить его до 500 слов? 200? 100?!

2. Как бы вы рассказали о своем портфолио тому, кто не работает в области технологий или дизайна? Как бы вы рассказали о нем ребенку? Такие мысленные упражнения с большой вероятностью помогут создать цельную историю.

3. Попробуйте разместить все заслуживающие внимания части портфолио (проблему, решение, результат, прототип) в верхнюю половину видимой части сайта или туда, куда люди точно успеют прокрутить страницу.

Если все дело в длине, что я должен сократить?

Не говорите о процессе

Из всех моих советов этот будет самым спорным, но выслушайте меня. Так как за моими плечами сотни проведенных интервью, я с уверенностью могу заявить о том, что молодые дизайнеры уделяют слишком много внимания процессу. Порой интервьюируемые тратят 20 из отведенных им 45 минут только на процесс, пренебрегая более важными вещами (подробнее об этом позже).

Я не призываю вас совсем забыть о дизайн-процессе. Просто разговоры о нем — это пустая трата времени, поскольку все дизайнеры так и норовят обсудить его. Горькая правда в том, что хороший дизайн-процесс не всегда приводит к хорошему дизайну, поэтому я просто пропускаю этот этап. 

Рекомендации:

1. В своем онлайн-портфолио не тратьте больше одного предложения на описание процесса.

2. Добавьте более подробную информацию о процессе, только если он уникален или крайне важен для понимания результата.

Итак, если вы должны фокусироваться не на процессе, тогда на чем?

Сосредоточьтесь на продуктовом мышлении и искусстве

Мельком взглянув на ваше портфолио, рекрутер должен увидеть, что вы отличный дизайнер и ваши проекты в высшей степени можно назвать искусными. Несмотря на то, что в дизайне задействовано множество различных навыков, маловероятно, что вы станете хорошим дизайнером, если не будете обладать достаточными знаниями о продуктовом мышлении, интерактивном дизайне и визуальном дизайне.

По моему мнению, именно такой [неисчерпывающий] список должен быть в портфолио:

Продуктовое мышление

  • Какую проблему вы решаете?
  • Откуда вы знаете, что это реальная проблема? (т.е. какие исследования или данные подтверждают это?)
  • Почему бизнес может быть заинтересован в решении этой проблемы? На какие бизнес-показатели или результаты может повлиять решение этой проблемы? 
  • Каков был реальный результат этой работы? Был ли он успешен? Вы достигли или превысили бизнес-показатели? Если нет, то почему?
  • Зная то, что вы знаете сейчас, что бы вы сделали иначе, если могли вернуться назад?

Визуальный дизайн

  • Вы работали в рамках существующих библиотек шаблонов и OS гайдлайнов? Или вы разработали что-то новое? В любом случае, почему?
  • Как использование цвета, типографии и т.д. помогло решить проблему, которую вы определили в начале? 
  • Есть ли у вас обоснование для каждого вашего дизайнерского решения?

Интерактивный дизайн

  • С какой самой трудной проблемой вы столкнулись в рамках интерактивного дизайна? Через сколько итераций вы прошли? Как вы пришли к окончательному решению?
  • Приведите пример того, как вы что-то упростили с течением времени.
  • Каким образом вы используете дизайн, чтобы аккуратно направлять пользователя к намеченному результату?

Многое из вышеперечисленного идет вразрез с первым пунктом, согласно которому нужно придерживаться краткости. Подумайте о том, что в первую очередь необходимо показать в своем онлайн-портфолио, и убедитесь, что вы готовы ответить на все эти вопросы и многое другое при личной встрече с менеджером по найму. 

Рекомендации:

1. Чтобы сократить количество символов в портфолио, попробуйте сосредоточиться на том, что наиболее важно в продуктовом мышлении, визуальном дизайне и интерактивном дизайне.

2. Если вы хотите подчеркнуть свои навыки в интерактивном дизайне, добавьте прототип в каждую часть портфолио, включая микровзаимодействия и анимацию. Это продемонстрирует ваш уровень мастерства и внимание к деталям, что крайне желательно для разностороннего дизайнера. 


Относитесь ко всем советам с долей скептицизма

Конечно, многое из того, что я здесь сказал, носит чрезмерно обобщенный характер и не всегда имеет смысл, учитывая конкретную ситуацию или цель. Но данные советы я решил опубликовать после того, как бесчисленное количество раз давал их в реальной жизни.

Относитесь к моим советам с долей скептицизма и я надеюсь, что когда-нибудь они вам пригодятся.

Возможно Вам понравится:


Перевод статьи Garron Engstrom: Advice on your design portfolio

Предыдущая статьяПоиск и использование компонентов с bit.dev для создания приложений
Следующая статьяМанипуляции с битами. Игра в истину