На главных страницах таких сайтов, как Dribbble или Behance, красуются яркие, уникальные и прекрасно выполненные работы. Несмотря на то, что эти сайты рекламируют себя как место для поиска дизайнеров, многие из представленных там работ являются объектами искусства, а не дизайна.
“Могут ли дизайнеры и художники стать одним целым?” Несомненно. Многие дизайнеры также являются художниками, и наоборот. Однако они используют различные инструменты и выполняют разные задачи, и на это есть весомые причины.
Дизайнеры выполняют работу с определенным намерением, как правило, чтобы улучшить условия для пользователей и клиентов. В качественно выполненной работе трудно обнаружить изменения, внесенные дизайнером. Целью подобных изменений является повышение удобства использования, а не эстетичность и уникальность (хотя визуальные эффекты дизайна часто оказываются приятным бонусом).
Искусство не преследует цели и не решает проблем. С его помощью человек раскрывает свои возможности.
Дизайн и искусство удовлетворяют две различные потребности двумя разными способами. Тем не менее многие неопытные дизайнеры в конечном итоге создают произведение искусства, вместо дизайна. Сайты по дизайну, такие как Dribbble, периодически выделяют художественные работы, а не объекты дизайна. По традиции внешний вид дизайна привлекает больше внимания, чем его функциональность.
В определении работы дизайнера постоянно происходит путаница.
Почему искусство часто приравнивается к дизайну?
Причина, по которой дизайнеры увлечены искусством, а не дизайном, заключается в желании реализовать творческий потенциал в работе. Креативность с ее неограниченными возможностями и эстетическим очарованием — это то, о чем мечтают дизайнеры в мире фиксированных ограничений, установленных систем дизайна и набора “лучших практик.”
Однако внесение элементов креативности в процесс создания дизайна не предполагает его полное превращение в произведение искусства. Более того, когда дизайнеры пытаются быть креативными ради креативности, объект теряет значение.
Творческий подход к дизайну все усложняет
Разработка дизайна является творческой деятельностью. Однако не стоит стремиться к созданию художественного произведения или пытаться выразить себя в работе. Об этом расскажем чуть позже.
Креативный аспект дизайна не исходит из попытки выйти за рамки или изменить стиль ради того, чтобы выделиться среди других.
Более того, одна из самых распространенных проблем дизайнеров — это стремление ввести инновацию ради инновации, или потребность добавить творческий элемент к проблеме, которую нужно решить, исключительно с целью добавления этого элемента. Часто эти стремления не оправданы, поскольку попытки создать отличительное новшество, как правило, приводят к потере значения.
По этой причине, многие смартфоны выглядят и функционируют одинаково, а популярные приложения похожи друг на друга.
“Появляется тенденция усталости от приложений. Пользователям надоело метаться от одного приложения к другому и учиться использовать новый интерфейс после скачивания нового приложения.”
Возможно, некоторые считают, что в продуктах дизайна “отсутствует креативность”. Однако благодаря схожести элементов эти объекты достигают назначенной цели.
Согласно исследованиям, изменения ради самих изменений вредят объекту дизайна. У пользователей возникают трудности при попытке разобраться в продукте или приложении, поскольку креативные новшества усложняют использование. Согласно исследованию компании Nielsen Norman Group, “несоответствие” находится на втором месте в списке ошибок при проектировании программного обеспечения:
“Запомните правило двойного “D”: differences are difficult. Если ожидания пользователей, связанные с поведением приложения и получением доступа, не оправданы, то возникает недоразумение и недовольство, а также повышается когнитивная нагрузка, поскольку люди пытаются разобраться в проблеме.”
Приведем сравнение с созданием стула, у которого отсутствует сидение. Да, это новшество, однако не очень полезное. Именно таким образом, креативность может все испортить.
Прежде всего стоит учитывать две категории: новизна и практичность.
Если созданный объект уникален, но не практичен, то его можно назвать объектом творчества. А если созданный объект полезен, но не уникален, то он относится исключительно к “статус-кво.” Дизайн попадает под определение статус-кво, поскольку его цель заключается в решении проблемы. Сама проблема, как правило, заключается в том, что креативность проявляется в процессе работы, а не в реализации.
Если созданные объекты уникальны и полезны, то их можно назвать креативными.
1. Что делает работу уникальной
Определить уникальные идеи или работы можно в сравнении с установленной нормой или статус-кво.
Любое отличие от привычной нормы является уникальным. Это означает, что для создания объекта творчества требуется наличие установленных норм, среди которых он будет выделяться. Креативность не может развивается без рамок или правил.
Для того, чтобы стать креативным дизайнером, нужно четко определить рамки для работы.
Дизайнеры, создающие цифровые продукты, работают в установленных и легко определяемых рамках. Например, ограничения программного обеспечения: размер экрана, вычислительная мощность, возможности операционной системы или сети, а также ограничения на разработку систем, такие как Human Interface Guidelines от Apple или Material Design от Google.
Не стоит бросать вызов установленным принципам и системам, чтобы быть креативным. Достаточно использовать инновационный подход к делу. Эти рамки не ограничивают креативность, а стимулируют ее. Они помогают дизайнерам принять лучшие из возможных решений, не беспокоясь о таких вещах, как лучшие практики, установленные взаимодействия или ожидания пользователей дизайна. Эти проблемы уже решены, и дизайнеры могут воспользоваться готовыми решениями, а также найти другие способы внедрения креативности в работу.
2. Что делает работу полезной
Повторюсь: при создании креативного объекта стоит учитывать не только оригинальность, но и полезность.
Полезный объект выполняет установленную цель. Создание объекта без цели или четких параметров — это скорее искусство, чем дизайн. Дизайн несет целенаправленный характер, однако невозможно выполнить целенаправленную работу без знания о том, зачем она выполняется.
Прежде чем перейти на стадию реализации, нужно определить точную цель для создаваемого объекта. Даже незначительные атрибуты дизайна влияют на его отношения с пользователем. Это означает, что каждый аспект дизайна также обладает определенной целью.
Объекты, состоящие из отдельных компонентов, которые дополняют главную цель этого объекта, являются примерами хорошего дизайна. Компьютер и смартфон, машина и часы — все это тщательно разработано не только с учетом эстетически приятного внешнего вида. Каждая деталь выполняет определенную функцию, помогающую достигнуть главной цели самого объекта. Это примеры полезного дизайна.
Сочетание уникальности и пользы
Для создания полезного объекта с уникальными элементами или атрибутами нужно найти баланс между полезностью и уникальностью.
Для внесения творческих элементов в дизайн определите проблемы, которые нужно решить, а также доступный набор инструментов, а затем посмотрите, что можно сделать.
Tinder является известным примером. За основу взята концепция приложения для знакомств, а также добавлен жест прокрутки вправо или влево. “Прокрутка для определения интереса” была хитрой инновацией, поскольку люди уже использовали этот элемент на устройствах. Однако такое применение полностью изменило представление о взаимодействии в мобильных приложениях.
Аналогичным образом, жест прокрутки используется в приложении “Clear”, чтобы упростить управление списком дел. Приложение получило множество наград и привлекло внимание дизайнеров и разработчиков. Повторюсь: это взаимодействие не было новинкой. Приложение просто использовало существующий жест для выполнения действий, которые не выполняются в большинстве приложений.
Чтобы стать креативным дизайнером, не нужно внедрять искусство в работу.
Как писал Франк Чимеро:
“Для успешного функционирования дизайну не нужна красота. Однако аналогичным образом можно сказать, что еде не требуется приятный вкус, чтобы поддерживать нашу жизнь.”
Перевод статьи Tanner Christensen: What it means to be a designer who’s creative