Введите в любую поисковую систему словосочетание «баланс между работой и отдыхом» и получите множество клише и стереотипных способов достижения этого баланса и эффективного управления им.
Взгляните на эти рекомендации — наверняка какие-то из них покажутся вам знакомыми:
- управляйте своим временем;
- обращайтесь за помощью;
- цените рабочее время;
- отключитесь от сети;
- делегируйте кому-нибудь часть своих дел;
- планируйте личное время;
- научитесь говорить «нет».
Некоторые из этих стратегий действительно очень полезны. Но, сформулированные слишком расплывчато, они нуждаются в дополнительных разъяснениях. Кроме того, стратегии, кажущиеся эффективными в теории, не всегда применимы на практике.
Я дам не теоретические, а сугубо практические рекомендации. Они помогут понять, насколько важна для вас сбалансированность трудовой жизни и насколько она вам подходит.
1. Сосредоточьтесь только на своей части пирамиды
Вы наверняка видели, как гимнасты или цирковые артисты выстраивают человеческую пирамиду. Они формируют пирамиду, поддерживая друг друга различными способами. В результате такая пирамида может состоять из множества людей!
Удивительно, как им это удается! Главный секрет заключается в том, что каждый человек становится частью целого, сосредоточившись на собственном балансе и необходимой поддержке других. Стоит лишь одному из них подумать об усилиях и обязанностях тех, кто находится выше или рядом с ним, как он тут же утратит точку опоры и вся пирамида обрушится.
Руководить инженерным отделом — все равно что формировать подобную пирамиду.
Стараясь сосредоточиться на всем, что вас окружает, вы теряете не только время, но и сбалансированность трудовой деятельности. В результате вся система дает сбой.
Я не призываю вас быть эгоистом — лишь советую сосредоточиться на своих обязанностях. Управляя собственной сбалансированностью и энергией, вы станете эффективным менеджером, у которого достаточно сил, чтобы поддерживать пирамиду.
Такой подход вы должны формировать и в своих командах. Убедитесь в том, что каждый сосредоточен на своем балансе — в результате у вас будет более прочная структура.
2. Контролируйте не временные, а энергетические ресурсы
Было бы здорово установить строгие рамки рабочего времени, если бы не одна проблема: жизнь непредсказуема (не говоря уже об инженерном менеджменте).
Например, вы могли бы работать с 9:00 до 18:00 с понедельника по пятницу. Вероятно, это будет нормальный график, пока не произойдет то, что потребует от вас большего внимания или займет больше времени, чем обычно.
Может случится и так, что рабочий день заканчивается или наступают выходные, а у вас все еще есть работа, которую нужно сделать. Вы будете испытываете стресс из-за того, что не укладываетесь в график или вынуждены его нарушать.
В итоге ваша система самоконтроля будет скорее вызывать стресс, чем избавлять от него. Так что, если ваша компания допускает гибкий график работы, советую воспользоваться этой возможностью.
Когда накопится много дел либо вы будете увлечены проектом или задачей, можно поработать сверх нормы; в других случаях — по минимуму. Дело не в количестве часов, а в том, как вы себя чувствуете. Главное — баланс.
Другими словами, согласуйте количество рабочих часов со своей нагрузкой, приоритетами и уровнем энергии, а не с жестким графиком.
3. Расставьте приоритеты по степени важности (и, опять же, по энергетическим затратам)
Расстановка приоритетов имеет решающее значение (как бы это ни звучало банально). При этом речь не идет о:
- временных затратах;
- количестве задач;
- списке дел на сегодня.
Определение приоритетов — вопрос о том, что заслуживает вашего внимания, а что нет.
Помните: каждый член вашей команды будет считать свою проблему самой важной, поэтому ваша задача — решить, какие из проблем действительно являются первоочередными.
Было бы здорово, если бы вы могли справиться со всеми из них, но невозможно сделать все и сразу. Следует понимать это и соблюдать дисциплину, выбирая только те задачи, на которых стоит сосредоточиться. В противном случае придется делегировать кому-то свою работу или смириться с тем, что она не будет выполнена.
При этом, опять-таки, нужно учитывать свои энергетические запасы. Точнее, согласовывать с ними свои задачи.
Приведу пример. Я могу говорить весь день, поскольку не воспринимаю общение как работу. Поэтому на такие задачи, как совещания, у меня уходит меньше энергии, чем на анализ, исследования и разработку программного обеспечения.
Поскольку утром я обычно полон энергии, планирую более интенсивные задачи на начало рабочего дня. Когда же начинаю выдыхаться, переключаюсь на решение менее энергозатратных проблем.
4. Полагайтесь на других людей, когда это необходимо
Естественно, что при переходе на новую должность хочется проявить себя. И вполне естественно думать, что вы должны все делать сами, особенно если вы руководитель.
Но у вас есть команда, руководители групп и коллеги-менеджеры, на которых вы можете положиться, так что воспользуйтесь их помощью.
Если у вас есть вопросы о работе отдела, о том, что идет хорошо, а что нет, — задайте их членам своей команды. Привлекая их к участию в общем процессе, вы быстрее наладите с ними отношения.
Если вы испытываете трудности с приоритетами — поговорите с руководителями групп, непосредственно связанными с производством. Спросите их, что важно, что нет и на чем вам следует сосредоточиться. Помните: они не заинтересованы в том, чтобы вы потерпели неудачу, потому что тогда и у них будут неприятности.
Если вы застряли на какой-то проблеме, поговорите об этом с коллегами-менеджерами или другими командами. Наверняка они уже сталкивались с чем-то подобным и могут дать дельный совет.
Словом, полагаться на других людей и обращаться за помощью не предосудительно. Это позволит достичь гораздо большего, чем вы могли бы добиться самостоятельно.
5. Научитесь говорить «нет» как «да»
На самом деле сказать «нет» не так-то просто. Иначе вы, как руководитель инженерного отдела, могли бы легко отказывать своим подчиненным и коллегам. К сожалению, это невозможно.
Представьте, что кто-то спросил у вас: «Можете ли вы поприсутствовать на собрании?» И все, что вы сказали, было одно сухое «Нет». Человек, задавший вопрос, может расценить такой ответ как проявление грубости, пренебрежительности и даже непрофессионализма.
Но что, если бы вы ответили: «Нет, но я постараюсь прислать кого-нибудь из своей команды»? В этом случае вы по-прежнему говорите «нет», но предлагаете при этом альтернативу. Другими словами, вы также говорите «да».
Вот еще пример: кто-то спрашивает вас: «Можете ли вы проверить код?» Вместо краткого «нет» вы отвечаете: «Нет, но я собираюсь соединить эти две ИС, и они будут проверять друг друга». Опять же, вы по-прежнему говорите «нет», но при этом предлагаете решение.
Даже когда у вас нет возможности ответить «да», все равно можно объяснить, почему вы говорите «нет» или упомянуть, что расскажете об этом позже, когда у вас будет больше времени.
Короткое резюме: сбалансированность — ключ к здоровью
Должность руководителя инженерного отдела может нарушить сбалансированность вашей трудовой жизни, если вы допустите это.
Инженерный менеджмент — сложная, ответственная работа с большим количеством обязанностей и членами команды, каждый из которых требует персонального подхода. Поэтому у вас может возникнуть соблазн взвалить на себя все без разбору. В результате работа будет сделана, но за счет вашего здоровья.
К сожалению, многие советы по достижению баланса между работой и отдыхом не являются достаточно конкретными и четкими, чтобы быть полезными. Вам необходимы реальные советы для решения реальных проблем, с которыми вы сталкиваетесь.
Исходя из этого, выделим то, что вам действительно нужно сделать:
- Сосредоточьтесь на своих обязанностях: не отвлекайтесь от собственной роли, чтобы выполнять ее должным образом.
- Управляйте своей энергией, а не временем: строгий график часто повышает уровень стресса, поэтому проявляйте гибкость при использовании своего рабочего времени, ориентируясь на самочувствие.
- Расставьте приоритеты по степени важности (и энергетическим затратам): согласование задач с вашими энергетическими ресурсами позволит работать более эффективно.
- Полагайтесь на других людей, когда это нужно: научитесь использовать возможности своей команды, руководителей групп и коллег, чтобы добиться большего.
- Говорите «нет» как «да»: корректное «нет», например, с объяснением или предложением альтернативы, позволит не нарушать свои приоритеты, поддерживать отношения с другими людьми и помогать в решении их проблем.
Не забывайте, что ваша работа в качестве руководителя инженерного отдела и приведенные выше стратегии — это марафон, а не спринт (тоже клише, но здесь оно уместно). Другими словами, не пытайтесь сделать слишком много за один раз — иначе перегрузите себя так же, как если бы взялись за слишком большой объем работы. По мере продвижения сможете справляться с большей нагрузкой, когда в этом будет необходимость. В конце концов достигнете желаемого баланса между работой и отдыхом.
Читайте также:
- 7 способов ускорить ревью кода
- Живи и программируй: обретение баланса
- Руководство по выбору оптимального карьерного пути в IT-сфере
Читайте нас в Telegram, VK и Дзен
Перевод статьи Alex Ponomarev: 5 Practical Ways To Fix Your Work-Life Balance