Искусственный интеллект: надежды и угрозы

Регулярно появляющиеся новости о стремительном развитии и потенциальных угрозах искусственного интеллекта (ИИ) все сильнее будоражат общественность. Нужно ли приветствовать революцию ИИ или стоит ее опасаться? В любом случае роботы и суперкомпьютеры прогрессируют с неумолимой скоростью.

Ведущие ученые предвосхищают будущее, в котором компьютеры станут настолько продвинутыми, что перейдут на самоуправление. Получив возможность принимать собственные решения, как это делают люди, машины ИИ могут создавать катастрофические ситуации, например, развязывать войны. Роботы более примитивного уровня уже сегодня уверенно заменили людей во многих сферах деятельности.

Конечно, сообщается также о выдающихся достижениях искусственного разума, но ирония заключается в том, что самые страшные угрозы ИИ уже здесь, в нашем собственном человеческом интеллекте. Нам кажется — интуиция нам так подсказывает, — что мы обладаем естественным, а не искусственным интеллектом. В конце концов, никто не создавал нас из механических деталей. Мы ведем насыщенную эмоциями жизнь; мы способны к прозрениям и саморефлексии. Однако, несмотря на все это, человеческий разум во многих отношениях глубоко искусственен. Негативные коннотации слова “искусственный” — фальшивый, безжизненный, иллюзорный, механический, произвольный — применимы к нашей повседневной жизни.

Например, когда мы впадаем в зависимость от пагубных привычек, от которых не можем избавиться, то демонстрируем роботизированное поведение. Когда поддаемся примитивным реакциям, таким как агрессия, страх и враждебность, реагируем на сигналы подкорки, как биологические роботы. Когда же мы создаем совершенно произвольные системы ценностей, такие как конкурирующие религии и политические идеологии, мы, не раздумывая, следуем заранее запрограммированному ментальному ПО. Способность человеческого интеллекта создавать новые конструкции — это обоюдоострый меч. Каждое достижение научно-технического прогресса сопровождается разрушительными последствиями: войнами, загрязнением окружающей среды и другими атаками на природу, в том числе свою собственную, человеческую. Нет ничего более непредсказуемого, чем человек: в отличие от роботов и суперкомпьютеров, он может выйти из-под контроля в любой момент.

Эти примеры иллюстрируют искусственность человеческого интеллекта, в котором нет ничего естественного. Возникает вопрос о том, почему мы позволяем себе вести запрограммированную, роботизированную жизнь, руководствуясь чужими мнениями, устаревшими убеждениями, условными рефлексами и механическими реакциями. ИИ в области технологий — это попытка создать совершенную логическую машину; ИИ в гуманитарном плане — это открытие того, чем может обернуться “естественный интеллект”. В мире, которому угрожают человеческая глупость (во всех ее проявлениях), распри и бедствия, происходящие по вине “венца природы”, нет более насущной проблемы.

Как бы ни была сложна ситуация — а я изложил ее лишь в самых общих чертах, — она решается довольно просто. Нам нужно заново познать самих себя. Если вы попытаетесь начать все сначала, отбросив все искусственные, произвольные, обременяющие вас “ментальные цепи”, то у вас останется самый главный аспект жизни: впечатления. Как ни странно это звучит, никто из нас на самом деле не понимает, как работают впечатления, потому что мы слишком сбиты с толку нашим суетливым разумом.

Вот несколько фактов о впечатлениях. Во-первых, они мимолетны; впечатления возникают и угасают, появляются и исчезают. Во-вторых, мы понятия не имеем, как и почему это происходит. Каждая следующая мысль совершенно непредсказуема (если она не роботизирована) и потому находится вне нашего контроля. В-третьих, чтобы ориентироваться в мире хаоса, мы создали симуляцию реальности, которая позволяет нам выживать и развиваться. Поскольку мозг эволюционировал на протяжении миллионов лет, эта симуляция сформировала к настоящему моменту внутренний мир человека. Этот мир основан на пяти чувствах, повседневном восприятии, интерпретации восприятий и понятиях, основанных на общепринятых интерпретациях.

Наша симуляция реальности совершенно произвольна. В основе ее лежит мощная петля обратной связи. Мы верим в то, что видим; мы видим то, во что верим. (Эта петля обратной связи настолько сильно влияет на нас, что создает видимость времени, пространства, материи и энергии — но это довольная сложная область, которую еще предстоит исследовать).

Избавление от петли обратной связи могло бы стать нашей полной “перезагрузкой”, началом с чистого листа, что является целью мировых традиций мудрости. Вы не можете достичь этого, используя умственную деятельность, так же как белка не может добраться до нового места, ускоряя бег в своем колесе. Точно так же, как компьютер никогда не будет использовать ИИ, чтобы стать человеком, мы не можем использовать наше ментальное программирование, чтобы освободиться от ментального программирования. Этот проект сам по себе противоречив. Если симуляция реальности поймала нас в ловушку, где же начинается сама реальность? По логике вещей она должна начинаться с чего-то постоянного перед лицом мимолетности, неизменного перед лицом изменений и не подверженного влиянию разума и его калечащей способности загонять себя в ловушку.

Константа, которую нам нужно найти, на самом деле находится прямо у нас под носом. Когда впечатление появляется и исчезает, одна вещь остается неизменной: это самоосознание. Вы не можете предсказать или контролировать свою следующую мысль, но одно можно сказать наверняка: вы будете осознавать ее. Мысль — это искра сознания, обретающего форму до того, как исчезнет. То же самое относится и к более крупным ментальным явлениям, таким как память, теории, модели, философии, религии, технологии и история. Мы пытаемся опереться на эти большие ментальные явления, но они неизбежно колеблются, достигают пика, приходят в упадок и уступают место чему-то столь же ненадежному.

Пытаясь найти точку опоры в том, что зыбко, мы игнорируем другую альтернативу, которая позволила бы нам обрести твердую почву под ногами. Правильный выбор избавил бы нас от страхов, неуверенности, противоречий и сомнений. Опираться на фундамент самоосознания означает не принимать непостоянство, которое по определению является источником всех иллюзий, потому что каждая иллюзия — дитя одной великой иллюзии о том, что жизнь непостоянна, ей угрожает призрак смерти. В действительности жизнь — это самоосознание, и поэтому она не противоположна смерти.

Один из аспектов недолговечности — смерть, и ее мы боимся больше всего (сегодня здесь, завтра уже нет). Однако каждую ночь, когда мы засыпаем, впечатления исчезают, а самоосознание остается. То, что мы называем пробуждением — это просто возвращение ментальной активности, проявляющейся в ощущениях, образах, чувствах и мыслях. Но во время сна мозг и центральная нервная система постоянно активны; каждая клетка функционирует и обновляется; ничто ни в малейшей степени не бессознательно. Только возникающие и исчезающие впечатления прекращаются, когда мы засыпаем, но не лежащее в их основе самоосознание.

Таким образом, самое искусственное в человеческом интеллекте — наша ложная вера в то, что мы — это наши мысли. Если бы это было правдой, непостоянство было бы единственной реальностью. К счастью, убеждения можно не только создавать, но и разрушать. Никогда не было полной уверенности в том, что мы — это наши мысли. Вся традиция духа, души, Бога и просветления — это форма несогласия с господством разума и тщетной попыткой усовершенствовать созданную им реальность. Даже если бы наш разум мог сделать нас абсолютно счастливыми, вернув в Рай невинного детства, мы все равно были бы во власти иллюзии.

Чтобы стать свободным человеком, надо отождествиться с самоосознанием; это единственный доступный нам способ начать с чистого листа. Будущее ИИ, который воспроизводит ложное представление об интеллекте, глубоко ущербно. ИИ расширит возможности человеческого интеллекта только в том случае, если мы изменим взгляд на наше самоосознание.

Об авторе статьи

ДИПАК ЧОПРА ™ MD, FACP — основатель Фонда Чопра, некоммерческой организации по исследованиям благополучия и гуманизма, и Chopra Global, медицинской компании, основанной на стыке науки и духовности. Всемирную известность приобрел как пионер в области интегративной медицины и личностной трансформации. Чопра является клиническим профессором семейной медицины и общественного здравоохранения в Калифорнийском университете в Сан-Диего, а также работает в качестве старшего научного сотрудника в организации Gallup. Он является автором более 90 книг, переведенных на более чем сорок три языка, в том числе многочисленных бестселлеров New York Times. Его 90-я книга — национальный бестселлер “Метахуман: Высвобождение вашего бесконечного потенциала” (Harmony Books) — раскрывает секреты выхода за пределы наших нынешних ограничений и доступа к зоне бесконечных возможностей. В течение последних тридцати лет Чопра был на переднем фронте революции в медитации. Его последняя книга “Тотальная медитация” (Harmony Books) поможет достичь нового уровня жизни — спокойной и счастливой. Журнал TIME назвал доктора Чопру “одним из 100 самых влиятельных лидеров и символов века”. www.deepakchopra.com

Читайте также:

Читайте нас в Telegram, VK и Яндекс.Дзен


Перевод статьи Deepak Chopra, The Promise and Peril of Artificial Intelligence

Предыдущая статья8 мощных пакетов NPM для любого веб-разработчика
Следующая статьяОсваиваем реактивное программирование на Java