В данной статье я постараюсь объяснить новые возможности ES6 JavaScript с точки зрения объектно-ориентированной парадигмы.
Для начала,
Что такое парадигма программирования?
Парадигма — это пример или модель чего-то. То есть некий шаблон, которого необходимо придерживаться. В данном случае — для создания компьютерных программ.
Что такое объектно-ориентированная парадигма?
Очевидно, что это парадигма программирования. Но помимо объектно-ориентированной парадигмы бывают и другие разновидности: функциональное программирование, реактивное программирование и т.д.
Каковы характеристики этой парадигмы?
В данной парадигме мы программируем ближе к реальности, то есть в рамках классов, объектов, свойств и т.д. Для ОО-парадигмы характерны специфические термины: абстракция, инкапсуляция, модульность, безопасность, полиморфизм, наследование и др.
Главная проблема JavaScript заключается в том, что это не самый объектно-ориентированный язык. Почему? Потому что в JavaScript объектом считается все. Это можно исправить с помощью известного прототипа.
В ES5 такой пример делался бы через шаблон «Фабрика»:
console.log('*** PERSON ***');
function Person (name) {
this.name = name;
}
// Определяем свойства/методы
Person.prototype = {
eyes: 2,
mouth: 1,
sleep: function () {
return 'zzz';
}
};
// Создаем человека (Person)
const p1 = new Person('Nick');
// and we can do:
console.log(
`name: ${p1.name}`,
`eyes: ${p1.eyes}`,
`mouth: ${p1.mouth}`,
p1.sleep()
);
console.log('*** EMPLOYEE ***')
// Теперь, если у нас есть «класс» сотрудника, то можно наследовать его свойства.
function Employee (name, salary) {
this.name = name;
this.salary = salary;
}
// Прототип наследования
Employee.prototype = Object.create(Person.prototype);
Employee.prototype.constructor = Employee; // Устанавливаем его конструктор
// Повторяем то же самое
// Создаем сотрудника
const em1 = new Employee('John', 3000);
// и прописываем следующее:
console.log(
`name: ${em1.name}`,
`salary: ${em1.salary} USD`,
`eyes: ${em1.eyes}`,
`mouth: ${em1.mouth}`,
em1.sleep()
);
В ES6 то же самое можно сделать намного проще. Но помните, что все это — синтаксический сахар.
Тот же пример в синтаксисе ES6.
class Person {
constructor (name) {
this.name = name;
this.eyes = 2;
this.mouth = 1;
}
sleep () {
return 'zzz';
}
}
class Employee extends Person {
constructor (name, salary) {
super(name);
this.salary = salary;
}
}
const p1 = new Person('Nick');
// теперь можно сделать следующее:
console.log(
`name: ${p1.name}`,
`eyes: ${p1.eyes}`,
`mouth: ${p1.mouth}`,
p1.sleep()
);
// Создаем сотрудника
const em1 = new Employee('John', 3000);
// прописываем вот это:
console.log(
`name: ${em1.name}`,
`salary: ${em1.salary} USD`,
`eyes: ${em1.eyes}`,
`mouth: ${em1.mouth}`,
em1.sleep()
);
В данном примере через ключевое слово extends мы как бы говорим: «Ок, я хочу наследовать свойства класса Person». Но на задворках происходит все то же самое, что и в примере с прототипами в ES5.
Статичные методы:
class Dog {
static whatIs() {
return 'A dog is a beautiful animal';
}
}
// Со static мы можем получить доступ к методам без создания экземпляров нового объекта класса.
console.log( Dog.whatIs() );
Private методы
В отличие от Java и С#, в JavaScript нет ключевого слова private. Однако в JavaScript есть определенная договоренность по использованию «приватных» значений — добавление нижнего подчеркивания перед словом. Давайте посмотрим на примере:
class Person {
constructor (name, phone) {
this.name = name;
this._phone = phone;
}
}
const p1 = new Person('John', 544342212);
// Но «phone» не является приватным свойством, поскольку с ним можно сделать следующее:
console.log(p1._phone);
Однако в ES6 нам доступен вызов объекта WeakMap, который позволяет создавать приватные свойства. Давайте посмотрим:
// Private - это зарезервированное слово. Поэтому не пользуйтесь им в названии переменной.
const secret = new WeakMap();
class Person {
constructor (name, phone) {
this.name = name;
secret.set(this, {_phonenumber: phone});
}
}
const p1 = new Person('John', 544342212);
// Теперь phonenumber стало приватным свойством.
console.log(p1._phone); // Вывод на печать не определен
Геттеры и сеттеры
Если у нас есть приватные методы, то можно создавать и публичные методы, возвращающие приватные значения. Для возвращения значения используется get, а определение нового значения делается через set.
const secret = new WeakMap();
class Person {
constructor (name, phone) {
this.name = name;
secret.set(this, {_phonenumber: phone});
}
get phoneNumber() {
return secret.get(this)._phonenumber;
}
set phoneNumber(newNumber) {
secret.get(this)._phonenumber = newNumber;
}
}
const p1 = new Person('John', 544342212);
// Теперь мы можем получить доступ к phone через геттер:
console.log(p1.phoneNumber); // Печатаем номер
// Задаем новый номер
p1.phoneNumber = 432232323;
console.log(p1.phoneNumber); // Получаем новый номер
Полиморфизм
Это способность объекта в процессе своего выполнения ссылаться на экземпляры собственного класса или любого класса-потомка. Классы-потомки могут переопределять метод.
class Person {
constructor(name) {
this.name = name;
}
me() {
return `My name is ${this.name}`;
}
}
const axel = new Person('Axel');
console.log(axel.me());
// -> 'My name is Axel'
class Employee extends Person {
constructor (name, salary) {
super(name);
this.salary = salary;
}
me() {
return `My name is ${this.name} and my salary is ${this.salary}`;
}
}
const nick = new Employee('Nick', 3000);
console.log(nick.me());
// -> 'My name is Nick and my salary is 3000'
Другие концепции:
class: создание нового класса/модели.
method: функция внутри класса.
constructor: метод, который инициирует объект при создании экземпляра класса.
extends: используется для определения наследования.
super: метод, который устанавливает свойства наследования за счет вызова родительского конструктора. Метод super должен стоять первой строкой в методе constructor.
get: возвращает значение.
set: переопределяет новое существующее значение.
new: создание объекта через метод конструктора класса.
Перевод статьи Germán Cutraro: The Little Guide for OOP in JS