…Открытое письмо не-технарям в технических компаниях

Может показаться, что мы заняты только этим:

Но на самом деле всё несколько сложнее.

Обычно разработчики — целеустремлённые люди, многие из них сами научились писать код в свободное время, а затем это превратилось в их работу. Подавляющее большинство (81%) также программирует в нерабочее время в качестве хобби.

Я помню, как сидел до утра и что-то писал, просто потому что чувствовал: это нужно сделать здесь и сейчас, пусть даже я голоден, устал или забросил важные дела. Не было ничего важнее, чем довести текущую задачу до завершения.


Один раз, в компании, где я когда-то работал, я перешёл в другую команду.

Мои ожидания были высоки, ведь у всех вокруг стаж был гораздо больше моего, так что я рассчитывал узнать много нового.

Однажды утром, после летучки со Scrum-мастером, где она говорила нам о том, как важны наши текущие задачи и как мало у нас времени, один из моих коллег садится и начинает кодить.

Минут через 10 он кодить перестаёт, открывает YouTube и целый час смотрит видео о том, как точить стамеску.

Да-да, часовое видео о заточке стамески!


Пока он смотрел этот ролик, его внимания требовали другие сотрудники и случайный «офисный шум». За 60 минут видео его отвлекали раз пять, так что смотрел он его часа два. Вскоре после этого он ушёл на обед.

Если бы он всё это время писал код, его бы прерывали точно так же, но на переключение с творческой задачи и обратно тратится гигантское количество энергии, и чтобы сэкономить эту драгоценную энергию, его мозг подсознательно решает вместо программирования посмотреть видео на YouTube, потому что это проще.

Истинная цена отвлекающего фактора

Прежде чем продолжить, я хочу написать кое-что о скрытой цене отвлекающих факторов. Если что-то требует пяти минут вашего внимания, оно отнимает у вашей истинной цели вовсе не пять минут.

Если переключать внимание между контекстами (сложными задачами разработки и тем, на что вы отвлекаетесь), можно потерять полдня, чтобы вернуться в точку, на которой вас прервали. Писать код сложно, на поддержание сложных мыслей уходит много драгоценной энергии.

 

Если в вашей рабочей среде процветают отвлекающие факторы (то, что обычно называют open space), то подавляющее большинство ваших инженеров будут перенапряжены до изнеможения и выполнять процентов 10 от той работы, которую они действительно могли бы выполнить.

Возвращаемся к нашему герою со стамеской: он знает, что не сможет сосредоточиться на задаче больше, чем на 20 минут, прежде чем его прервут, так что он за неё даже не берётся. Вместо этого он занимается тем, что требует минимальной концентрации, он отвлекает себя сам, чтобы избежать энергозатратного переключения контекстов.

Значит, через 20 минут после начала рабочего дня его мозг уже истощён. Энергия — драгоценный ресурс для творческой работы, без неё ничего не будет сделано.


Но вот что странно

Мне стало любопытно, так что я поспрашивал его. Оказалось, что в свободное от работы время он идёт работать над собственными проектами и очень ими увлечён.

То есть днём, когда ему платят за программирование, он смотрит видео на YouTube о том, что никому особенно не интересно, растрачивает часы своей жизни, которые никогда себе не вернёт, и растрачивает деньги работодателя.

А когда день окончен и он возвращается домой, он приступает собственно к программированию и работает продуктивно, в среде, которую контролирует сам, не отвлекаясь по лишним поводам.

Совпадение?

Не думаю. Сейчас рабочее место — худшее место для, собственно, работы!

После работы в среде, не позволяющей надолго сосредоточиться, мозг привыкает к рассеянности, она влияет на познавательные и творческие способности, из-за этого вы работаете хуже, и это дорого обходится вашим работодателям.

А именно, согласно The Telegraph:

Отвлекающие факторы в офисе стоят работодателям до 3 часов времени ежедневно, а это 60 часов в месяц.

Это исследование не было нацелено конкретно на разработчиков ПО, так что я полагаю, что данные для разработчиков были бы ещё более возмутительными.

Давайте подсчитаем, сколько же эти отвлекающие факторы стоят в деньгах:

20 разработчиков получают по 30 € в час = 20*60*30 = 36 000 €

36 000 € тратятся зря, каждый месяц! И это ещё если предполагать, что 3 часа — реалистичная оценка для разработчиков ПО. А я сам разработчик и могу вам сказать, что она нереалистичная.

Где же решение?

Что ж, первый шаг — осознать, что у вас проблема. Многие компании либо не осознают этого, либо им всё равно.

Следующий шаг — поговорить по душам с сотрудниками. Я прошёл через это, когда был на руководящей должности, и все ответы сводились к следующему:

  • Более гибкий график
  • Больше работы из дома

Возможно, вы не получите честных ответов от ваших сотрудников — все зависит от обстановки в компании. Люди сложны, групповая динамика ещё сложнее, а вы, как босс/руководитель, меняете своим авторитетом динамику внутри группы, когда находитесь с ней в одном помещении.

Но я гарантирую вам: если вы не предлагаете очень гибкий график и возможность работы из дома, вы буквально выбрасываете деньги на ветер.

Я понимаю опасения по поводу удалённой работы, но если измерять продуктивность с помощью достоверного показателя (подсказка: число строк кода — показатель недостоверный), то вы сможете увидеть: растёт она или нет. С правильной стратегией продуктивность всегда будет возрастать.

 

Перевод статьи Amando Abreu: “You don’t understand your software engineers

Предыдущая статьяУправляем интернетом с помощью Python
Следующая статьяЧто я изучил за год занятия программированием