8 главных качеств технического менеджера

Один мой близкий друг, получив повышение и возглавив команду инженеров ПО, обратился ко мне за советом. И я призадумался, а что, собственно, порекомендовать? Книги? YouTube? С чего начать? Подобно большинству фирм, его компания, вероятно, не позаботилась о предоставлении надлежащего обучения или напутствующих рекомендации. Они просто пожелали удачи, оставив его один на один со своей дальнейшей судьбой.

Однако страхи  —  в сторону. Данное руководство поможет вам стать отличным техническим менеджером, обладающим следующими важными качествами.

1. Служит примером 

Часто от родителей слышишь: “Делай, как я говорю, а не как я делаю”. 

В некотором смысле вы  —  руководитель, так что правила на вас не распространяются. Поскольку ваша должность действительно отличается, вы иногда вынуждены нарушать установки. Однако, регулярно поступая таким образом, вы рискуете испортить репутацию. 

В самом начале руководящей карьеры следует активно участвовать в рабочих процессах и буквально вести за собой не словом, а делом. Уважение команды гарантировано, если вы докажете свою способность не только делегировать задачи, но и самостоятельно их выполнять. Среди инженеров бытует такое ироничное высказывание: “Тот, кто не умеет программировать, идет в управленцы”. И доля правды здесь есть. К сожалению, менеджеры либо очень активно участвуют в процессе, либо совсем от него отстраняются. О том, как найти баланс, поговорим чуть позже. 

В основе руководства должна лежать концепция развития команды. Показывайте предельную сосредоточенность на реализации поставленной цели, тем самым мотивируя сотрудников следовать за вами. Конечно, легче сказать, чем сделать. Один из наблюдаемых мной подходов предполагал пересмотр концепции и миссии команды  —  переоценка истинных целей. 

2. Придерживается делового, но вежливого общения 

“Люди не слушают, а просто ждут своей очереди заговорить”,  —  Чак Палланик “Бойцовский клуб”. 

Плохие менеджеры дают нечеткие указания, а потом жалуются на невыполнение. Проверьте свой стиль общения, ответив на следующие вопросы.

  • Говорите ли вы по сути или пространно? 
  • Выделяете и фиксируете основные мысли?
  • Четко знаете что, где и когда? 
  • Прислушиваетесь к замечаниям и комментариям? Подтверждаете понимание и согласие? 

Не забывайте о том, что процесс общения предполагает наличие двух сторон: говорящего и слушающего. Иногда недопонимание возникает из-за нечетких формулировок (“Извините, я должно быть неясно выразился”). Но винить себя не нужно. Поработайте с каждым сотрудником и найдите наилучший способ взаимодействия с ним. С кем-то лучше общаться по e-mail, Slack или телефону. Применяя к каждому индивидуальный подход, вы сможете добиться от них наилучшего качества работы.  

Кроме того, разумнее будет просить, а не приказывать сотрудникам выполнять указания. Не беспокойтесь, они поймут, что просьбы руководства на самом деле таковыми не являются. Не забывайте о манерах  —  слова “пожалуйста” и “спасибо” всегда приветствуются. Вежливость не исключает прямолинейности. Не стоит смешивать эти понятия.

3. Ставит четкие цели (OKR, KPI, MBO и т.д.)

SMART для определения целей: конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные, ограниченные по времени

Постановка целей  —  важный процесс. В число основных задач менеджера входят четкая формулировка целей и установка эффективных критериев оценки.  

Вы не представляете, насколько плохо обстоят дела с целеполаганием и ежегодным подведением итогов даже в крупных компаниях. Зачастую все делается в последнюю минуту, когда менеджер на свое усмотрение определяет рейтинг сотрудника без обсуждения с коллегами, партнерами по команде или самим оцениваемым. Бывают случаи, когда новый менеджер не знает или забыл, над чем его подчиненные работали полгода. 

Во избежание подобных неприятных ситуаций компании обычно контролируют этот процесс. Но если нет, то ознакомьтесь с OKR  —  новым методом управления проектами, ставшим популярным благодаря крутому венчурному инвестору Джону Дорру и Google.

4. Не допускает микро или макроменеджмента 

“Не говорите людям, как делать что-либо. Скажите им, что делать, и они удивят вас своей изобретательностью”. — Джордж С. Паттон 

Беда многих вновь назначенных менеджеров ПО заключается в микроменеджменте. Все с этим сталкивались. Образно говоря, прекрасные инженеры стальной хваткой вцепляются в клавиатуру и никому ее не отдают, хотя знают, что придется. Ведь очень трудно смириться с тем, что люди что-то делают иначе или неправильно. 

Вот несколько причин, не позволяющих ослабить контроль.

  • Вся ответственность за неудачу команды возлагается на менеджера, в связи с чем он вынужден проверять или делать все сам.
  • Назначение на должность связано с тем, что менеджер лучший в своей области или превосходно знает систему. 
  • Комплекс героя, дающий чувство удовлетворения от того, что ты единственный, кто способен справиться с проблемой. 
  • Люди делают что-то не так, как вы. Но следует помнить, что по-другому не значит неправильно

В основе успеха лежат делегирование и масштабирование, так что быть сдерживающим фактором  —  не для вас. Найдите баланс между вовлеченностью и осведомленностью (т.е. будьте в курсе происходящего), но при этом позвольте команде действовать самостоятельно и брать на себя ответственность. Опыт  —  хорошее подспорье в этой области, но не бойтесь регулярно экспериментировать и адаптироваться к ситуации.

5. Взаимодействует во всех направлениях

Занимая руководящую должность, вы, как правило, находитесь под управлением сверху и сами при этом управляете снизу. При этом хороший менеджер должен быть осведомлен обо всем, что происходит в организации.

  • Управление нижним звеном. Здесь все очевидно: руководите подчиненными так, чтобы они были эффективны, довольствовались работой и развивались. Как уже упоминалось в 3 и 4 разделах, ставьте четкие цели и предоставляйте сотрудникам самостоятельность. 
  • Получение руководства сверху. Взаимодействуйте с вашим менеджером, обеспечивая хорошую репутацию команды (а потенциально и вашу собственную). Убедитесь, что старшие руководители осознают степень занятости вашей команды и значимость ее работы. Вам нужно установить четкий порядок предоставления им актуальной информации и ее регулярной корректировки (приготовьтесь к тому, что руководство будет сильно загружено и станет пропускать половину ваших e-mail). Добейтесь оптимального сочетания обновлений и оповещений, чтобы держать своего непосредственного менеджера в курсе. Укрепляйте свой авторитет, чтобы никто не сомневался в серьёзности ваших намерений при обращении за помощью. 
  • Осведомленность обо всем. Все мы люди, любящие посплетничать друг о друге. Информация о состоянии дел ваших подопечных и вас в частности быстро распространится по офису, дойдя до руководящих и других влиятельных лиц. Пара дипломатичных ходов  —  и ваша команда уже у всех на устах. Продвигайте ее работу с помощью демонстраций и сессий по обмену информацией. Если все спланировать как надо, то вскользь брошенная фраза “Этот инженер моей команды такой крутой  —  один из лучших в своем роде” обязательно разлетится по всему офису.

Как видите, вы невольно становитесь не только опорой и поддержкой команды, но и представителем ее интересов.

6. Благодарит и вознаграждает 

Не пробовали дарить команде биткоины? 

Зачастую вся слава достается менеджерам, поскольку они являются лицом команды. Однако самые достойные из них не забывают поблагодарить и своих сотрудников. Они продвигают их по службе, повышают заработную плату, предоставляют выходные дни, дарят билеты на концерты и т. д. Такие менеджеры верят, что однажды их сотрудники покинут команду и будут успешно развиваться, например станут CTO/CEO, так что их можно снова будет принять на работу в новом качестве. 

При этом всегда остро стоит вопрос с поиском новых талантливых претендентов на освободившуюся вакансию, особенно если команды и так испытывают недостаток кадров. Может возникнуть искушение схитрить, обмануть или наобещать людям “золотые горы”, чтобы сохранить их на рабочих местах. Не поддавайтесь. Люди будут уходить. Ваша задача в должности менеджера  —  создать стабильную систему с CI/CD, документацией, ревью кода и обучением на месте, встроенными в рабочий процесс.  

7. Ценит людей больше, чем менеджмент 

Не стоит слишком увлекаться новым статусом менеджера. Ведь вы не превосходите сотрудников в личностном плане. Вы просто “их менеджер”. Вспомните тренера суперзвезды Национальной футбольной лиги Тома Брэди  —  он явно не выше по положению или по зарплате, однако играет свою роль, являясь частью команды. Не бойтесь показывать, что все человеческое вам не чуждо. Аутентичное лидерство  —  наилучший стиль руководства. Не каждому дано быть Стивом Джобсом. Будьте собой. 

Интересуйтесь своими сотрудниками и их устремлениями. Если их цели не вписываются в концепцию команды или компании, будет правильнее оказать им поддержку в покорении намеченных вершин. Не помешает сразу выяснить, кто настроен на долгосрочные отношения, а кто поглядывает на сторону, поскольку планирование ресурсов предполагает прогнозирование текучки кадров и урегулирование ее последствий. Возможно, формулировка покажется неблагозвучной, но взгляд на команду изнутри поможет найти способы эффективно использовать ее участников и планировать рабочие процессы организации.

8. Поступает правильно 

Последнее обобщающее наблюдение. Вас часто будут одолевать сомнения, и вам захочется постоянно обращаться к своему менеджеру за советом и одобрением. Стоит зачастить с вопросами, и у него могут возникнуть сомнения в вашей компетентности. Найдите баланс и развивайте “паучье чутье” относительно того, когда обращаться к руководству, когда подождать, а когда действовать самостоятельно. Старайтесь принимать правильные решения. 

“Одним словом, умные люди (иначе говоря, те, кто “всегда прав”) тоже меняют свое мнение  —  и часто”,  —  Джефф Безос. 

Важно совершать правильные действия, а не быть правым (последний вариант наилучший, но труднодостижимый). Всегда спрашивайте себя, сможете ли вы отстоять свое решение перед руководителем, HR, FBI или даже мамой, не испытывая чувство стыда или смущения. Звучит немного идеалистично, но сотрудники будут вас уважать за это качество. 

Дополнительное качество: владеет искусством презентации 

Искусство презентации  —  это тот навык, которым пренебрегают большинство инженеров ПО. Мне понадобились годы, чтобы понять его важность. Термин “презентация” не совсем точный, поскольку речь идет о трансляции идей и убеждении людей в собственной точке зрения. Это ключевой навык для любого руководителя, но особенно для менеджера. Ведь он должен выдвигать предложения об увеличении оплаты и повышениях для своей команды, формировать бюджет, а также добиваться положительного решения по перспективным внутренним и сторонним проектам. 

Стандартный формат представления презентации  —  слайды PowerPoint, предполагающие понятный и логичный способ изложения. Лучшими специалистами PPT являются консалтинговые компании. На Youtube можно найти обучающие курсы от бывшего сотрудника McKinsey, а также изучить принципы вертикального взаимодействия.

Последний совет: найдите наставника, который поможет и словом, и делом . При этом формируйте свой стиль управления и получайте удовольствие от процесса!

Читайте также:

Читайте нас в Telegram, VK и Яндекс.Дзен


Перевод статьи Doug Foo: 8 Traits the Best Technical Managers Posses

Предыдущая статьяКак найти три наибольших числа в JavaScript
Следующая статьяКак скрывают секретные ключи и пароли в Python